Сколько передач на камазе

Схема переключения передач на КамАЗе: КПП с делителем, раздаточная коробка, порядок, механизм, ремонт

сколько передач на камазе

Схема переключения передач на КамАЗе мало чем отличается от схемы автомобиля. Но каждая система грузовой машины имеет свои особенности.

Устройство и принцип работы

Рассмотрим расположение и устройство коробки передач автомобиля КамАЗ. На КамАЗах установлены механические КПП. Они имеют 5 скоростей. Переключение КПП происходит посредством нажатия педалей сцепления и перемещением рычага КПП в нужную позицию. Поскольку машина имеет большой вес, то переводить КПП с одной передачи на другую надо в несколько этапов.

Принцип работы КПП КамАЗа состоит в следующем: с дизельным мотором работает либо в повышенном режиме B, либо в пониженном H. Они были созданы, чтобы уменьшить нагрузку на мотор тяжеловесной машины, когда она заполнена, и в то же время не заставлять его слишком активно работать без груза.

Схема коробки передач КамАЗа с делителем несложная, но имеет отличие в зависимости от модели коробки. Рассмотрим схему КПП КамАЗа, которая бывает на дизельных машинах. При движении по ровной дороге нужно переключать передачи без сцепления. Устройство раздаточной коробки КамАЗа можно представить такой формулой: 1B — 2B — 3B — 4H — 4B — 5H — 5B.

Переключение скоростей осуществляют следующим образом:

  1. Вначале переключают режим работы КПП с высшего на низший при помощи рычага.
  2. Затем выжимают сцепление.
  3. Рычаг устанавливают на нужную передачу, не перескакивая через них, а включая все по порядку.

Бывают коробки передач с автоматическим переключением режимов.

Технические характеристики

В КПП КамАЗ с делителем входят такие элементы:

  • картер, в котором монтированы ведущие, ведомые и промежуточные валы в сборе с шестернями;
  • подшипники;
  • синхронизаторы,
  • блок шестерен заднего хода,
  • верхняя крышка коробки,
  • механизм переключения передач.

КПП КамАЗовских машин бывает пяти- и десятиступенчатая. Делитель КПП имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной коробкой позволяет получать 10 передач переднего хода и 2 заднего. Система делителя улучшает тяговые качества машины, облегчает управление, снижает частоту переключения скоростей рычагом. Передаточные числа КПП имеются в инструкции по эксплуатации устройства.

https://www.youtube.com/watch?v=MigH-mXSLog

На КПП 141 КамАЗ имеется выключатель фонаря заднего хода. Для предотвращения одновременной активации 2 передач в крышке имеется замок шарикового типа, а от случайного включения заднего хода — пружинно-пальчиковый предохранитель. КПП с делителем весит 320 кг. Манжеты находятся в крышках валов. Они предохраняют КПП от засорения и предотвращают утечку масла. Недостаточный объем масла в КПП ведет к ее повреждению. При первой заправке в КПП должно быть 9 литров масла, при смене жидкости — 8 л.

Технические характеристики КПП КамАЗ-141:

Картер:

  1. Диаметр отверстия подшипника составляет 150 мм.
  2. Диаметр отверстия оси блока зубчатых колес равен 32 мм.

Смотрите »  Устройство и правила эксплуатации осушителя воздуха для КамАЗ

Первичный вал:

  1. Диаметр шейки переднего подшипника составляет 24 мм.
  2. Заднего подшипника — 59 мм.

Вторичный вал имеет следующие диаметры у деталей:

  1. Втулки зубчатого колеса четвертой передачи — 63 мм.
  2. Роликовых подшипников — 80 мм.
  3. Втулки зубчатого колеса заднего хода — 70 мм.
  4. Наружный диаметр втулки составляет 72 мм.

Промежуточный вал:

  1. Диаметр шейки переднего подшипника составляет 65 мм, заднего — 49 мм.
  2. Диаметр стакана заднего подшипника равен 119 мм.
  3. Диаметр промежуточного вала составляет 65 мм.
  4. Внутренний диаметр зубчатого колеса равен 65 мм.

Вес КПП с делителем — 320 кг.

Как переключать передачи на КамАЗе

Чтобы правильно переключать передачи, надо знать, как устроена трансмиссия. КПП изготовлена так, что чаще движение осуществляется на пониженной скорости, поэтому машина может транспортировать тяжелые грузы. КамАЗ имеет 5-ступенчатую коробку. Переключать передачи нужно при помощи педали сцепления и рычага.

Начало движения

Прежде чем начать движение, надо нажать пониженную скорость. Переключать передачи следует лишь при нажатой педали сцепления. Схема переключения скоростей основана на поэтапном переключении передач. Чтобы начать движение на грузовике, нужно раскрутить коленвал ДВС.

Включение второй передачи надо производить тогда, когда стрелка на тахометре дойдет до отметки 3, что означает 3000 об/мин. Такой метод переключения передач даст возможность продлить срок эксплуатации КПП и снизит расход бензина.

Переключение скоростей

Рассмотрим порядок переключения скоростей, после того как автомобиль уже начал движение. Когда КамАЗ разгонится, то порядок переключения передач: 4H — 4B — 5H. Чтобы включить 2 скорость, надо чтобы частота вращения коленчатого вала повысилась до 3000 об/мин по показаниям тахометра. Функции коленвала являются основными.

Задний ход

Чтобы включить задний ход на грузовике, надо поставить переключатель в нижнее левое положение. Включение задней передачи нельзя осуществлять во время движения машины. Чтобы задействовать задний ход, нужно сначала полностью остановить агрегат, потом совершить маневр.

Правила переключения в разных условиях

Переключения скоростей зависят от различных условий, в которых осуществляет движение автомобиль. Следует выполнять эти правила, чтобы в ходе использования КПП не произошел выход ее из строя.

Подъем

Во время подъема надо переключить КПП на режим H, в результате чего трансмиссия начнет работать при повышенном напряжении.

Следует выполнять правила:

  1. При переключении с 1 на 2 передачу при подъеме на КамАЗе надо использовать способ двойного выжимания педали сцепления.
  2. Чтобы коленвал правильно работал при переключении передач, нужно пользоваться педалью подачи горючего, ее тоже надо периодически нажимать. При этом можно преодолеть любой самый крутой подъем.
  3. Число оборотов вала при подъеме должно быть больше 2000 об/мин. Иначе двигатель может отключиться, что во время движения по автомобильной дороге может вызвать аварию.
  4. Во время подъема переключаетесь на нужный режим, это облегчит работу мотора и всех узлов машины.

Смотрите »  Как делается подмотка спидометра на грузовых автомобилях КамАЗ

Спуск

Некоторые шоферы при спуске с горы выключают мотор, чтобы экономить бензин. Такого нельзя допускать на КамАЗе.

Если выключить ДВС во время поездки, то электроусилитель не будет выполнять свои функции, что приведет к блокировке руля.

Торможение КамАЗа происходит не только в результате прекращения работы мотора, но и при помощи активации вспомогательной тормозной системы. Когда большегрузный автомобиль преодолевает спуск и водитель включает вспомогательные тормоза, нельзя выжимать сцепление и переключаться с одной передачи на другую.

Обледенелые участки

Ехать на грузовике по обледенелым участкам надо с максимальным запасом скорости и хода. Во время торможения необходимо использовать вспомогательную систему остановки мотора. Если нужно выполнить срочное торможение, то оператор должен остановить колеса прицепа. Если не учитывать этого правила, можно попасть в занос.

Притормаживать ДВС можно только в виде исключения, так как это может привести к его износу. При торможении колеса не должны проскальзывать. Чтобы этого избежать, надо выключить пониженную скорость, что поспособствует снижению вращения коленвала.

Занос

При заносе нельзя выключать сцепление. Когда грузовик заносит, нужно повернуть руль в сторону заноса. Если КамАЗ забуксовал, требуется снять ногу с педали газа и нажать дифференциал. Это необходимо выполнить с помощью регулятора, имеющегося на щитке. В результате на панели включится индикатор. Начать ход надо со второй повышенной передачи. После преодоления заноса следует разблокировать дифференциал.

Неисправности и ремонт

Ремонт КПП состоит из разборки узла, диагностики, починки или замены изношенных элементов. После восстановления работы механизма проводится обратная сборка узла и осуществляются испытания системы в работе. Можно обратиться в сервисный центр, но лучше выполнить руками своими ремонт раздаточной коробки.

Как проверить уровень масла

Уровень масла в коробке проверяют следующим образом. Отворачивают пробку картера. При проверке надо установить указатель картера в отверстие до упора. Масло из картера десятиступенчатой МКПП сливают через 3 отверстия. Из них 2 отверстия расположены в нижней части картера КПП, а третье — делителя. Из картера пятиступенчатой КПП слив происходит через 2 отверстия.

Замена масла

Чтобы поменять масло, нужно помыть картер КПП моторным маслом. Очистить магнитные пробки от частиц металла и заливать масло до верхней черты указателя. Уровень масла измеряют через 5 минут. При движении машины КПП должна работать без колебаний, скорости должны переключаться свободно и фиксироваться прочно. Сильный шум может указывать на износ подшипников валов, недостаточный уровень масла или плохое качество смазки в картере.

Смотрите »  Обзор домов на колесах на базе шасси автомобилей КамАЗ

Как снять коробку

Снятие коробки передач осуществляется следующим образом:

  1. Надо снять карданную передачу. Для этого откручивают 4 гайки крепежа.
  2. Снимают ПГУ.
  3. Демонтируют крепления стартера.
  4. Отсоединяют трубку, которая идет к понижающему редуктору.
  5. Демонтируют рычаг переключения передач.
  6. Ставят домкрат между маховиком и поддоном мотора, и через деревянную подставку демонтируют мотор.
  7. Откручивают гайки задней траверсы и снимают ее.
  8. Демонтируют распорную тягу.
  9. Откручивают болты крепежа кронштейна системы выпуска.
  10. Подсоединяют таль к болтам и натягивают его.
  11. Отвинчивают гайки крепежа к боковым подушкам мотора.
  12. Откручивают болты, которые фиксируют КПП к ДВС.
  13. Поднимают таль, отодвигают КПП от мотора до выхода первичного вала трансмиссии.
  14. Вытаскивают коробку передач.

Как отрегулировать

Теперь нужно отрегулировать КПП, выполнить дефектовку узлов и деталей. Если они вышли из строя, заменяют новыми. Шлицевые соединения не должны иметь дефектов и сколов. Подшипники шестерен следует заменить, предварительно осмотрев место их установки, нет ли износа или участков, продавленных роликами.

Подшипники вала заменяют, так как в результате поломки и попадания в масло металлической стружки места качения подшипников получили повреждения, которые могут вызвать поломку КПП. Осматривают шестерни, выявляют повреждения, износ зубьев шестерен. Конические обоймы синхронизатора не должны быть деформированы или изношены. Направляющие валы не должны болтаться. Не должно быть повреждений на шлицах.

Как правильно собрать

Сборка КПП осуществляется в обратном порядке. Промежуточный вал устанавливают в корпус коробки передач. Монтируют подшипники — передний роликовый и задний сферический. Закручивают опорную шайбу. Фиксируют ее гайкой и закрывают заднюю крышку крепления сферического подшипника. Устанавливают прокладки. Вал должен вращаться легко, не должно быть заедания детали при движении.

Сколько стоит коробка на КамАЗ

Купить КПП на КамАЗ можно в специализированном магазине, где вам покажут прайс-лист с имеющимися моделями. Цена покупки КПП зависит от модели грузового автомобиля, на который она будет устанавливаться. Так стоимость КПП на КамАЗ составляет от 55 000 до 153 000 рублей. Цена коробки передач на КамАЗ 141 составляет 62 000 рублей. Самые высокие цены на КПП КамАЗ экологического класса Евро-3.

Источник: https://specmahina.ru/kamaz/shema-pereklyucheniya-peredach.html

Разбираем схему переключения передач на Камазе

сколько передач на камазе

Схема переключения передач Камаз напрямую зависима от установленной коробки передач на автомобиле. Но порой даже при полном знании всех теоретических данных в управлении КПП Камаз, очень сложно сориентироваться так сразу в использовании и переключении скоростей.

В этой статье мы подробно расскажем, как работает коробка передачи и какая её структура.

Как работает КПП

Схема для переключения передач Камаз несложная. Для начала изучим несколько простых правил. Переключать скорость (1, 2, 3, 4, 5) на Камазе нужно с помощью рычага для переключения нужных передач. Этот рычаг находится с правой стороны, рядом с местом водителя. Для того, чтобы разогнать машину, вам пригодится вот такая схема: 1В – 2В – ЗВ – 4Н – 4В – 5Н – 5В, а если вы находитесь в сложных дорожных условиях (забитая траса), то вам пригодится следующий вариант: 1Н -2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В.

Запомните, что переключать нужные передачи необходимо только при полностью выключенном (выкл) сцеплении. Например, для переключения верхней передачи В на нижнюю Н (или наоборот), опустите вниз или поднимите вверх переключатель КПП (в зависимости от ситуации), выжмите сцепление, подождите около 1 секунды и отпустите, и только теперь она включится.

Совет: педаль сцепления необходимо переставлять резко и выжимать только до конца. Выбирать момент, когда переключения необходимых передач будет наилучшим, нужно ориентируясь на показатели тахометра.

Несколько советов по использованию коробки Камаз. Придерживаясь этих советов, ваш двигатель всегда будет работать в экономичном режиме.

Схема переключения

  1. Если вы разгоняетесь на горизонтальной (ровной) дороге. Двигатель: частота вращения коленчатого вала, в таком случае, не должна быть выше 2300 мин-1 (касательно промежуточных передач). А дальнейшие переключения нужных позиций в КПП должны снижать частоты до 2000 мин-1.
  2. Если вы движетесь с большой скоростью на скоростной автомагистрали. Вы должны переключиться на верхнюю передачу КПП Камаз.

    Но вращения частот свыше 2200 мин-1 считается очень расточительным.

  3. Если вы находитесь в сложных дорожных условиях или поднимаетесь вверх. Вам надо довести частоту вращения до необходимой (номинальной) величины. А последующие переключения должны снижать показатели до 2000 мин-1.
  4. Если вы разгоняетесь под уклоном и на дороге ровное хорошее покрытие.

    В таких случаях частота вращения любых переходов не должна быть выше 2000 мин-1.

Какая структура КПП

В основном, на Камаз устанавливают коробки двух типов: 5 ступенчатые (14 модель) и 10 ступенчатая (15 модель). Первый тип устанавливают на одиночные автомобили Камаз, а коробка второго типа больше подходит для работы в автопоездах. К тому же, 10-ступенчатая состоит из обычной 5-ступенчатой. Плюс, оснащенная редуктором-делителем. Структура КПП делителя позволяет (конечно же, в сочетания с 5-ступенчатой коробкой) контролировать десять передач переднего хода и две заднего.

Преимущества коробок, которые оснащены делителем:

Механический редуктор

  1. Уменьшается частота переключения.
  2. Повышения тяги автомобиля.
  3. Более лёгкое управление.

Для автомобилей Камаз с большой грузоподъёмности были модернизированы предыдущие коробки. И в свет вышла новая модель КПП 152. Чем она отличается?

  1. Усилены синхронизаторы.
  2. Использовано новое крепление шестерёнок.
  3. Введено в систему 4 градуса для утонения зубьев. Это позволяет избежать «выбивания» четвёртой и пятой передачи.
  4. Усилены шлицы.
  5. Улучшенная схема управления делителем.
  6. Удалено шлицевое крепление.
  7. Увеличена высота зубьев.

В новой модели делителем управляет пневматическая система. Обслужить такую систему может только профессионал и работник СТО. Так как данная процедура требует определённых навыков и знаний.

«КПП на автомобиле Камаз»

Вы сможете просмотреть как нужно переключать КПП в Камазе во всех подробностях.

Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями

Источник: https://avtozam.com/kamaz/shema-pereklyucheniya-peredach/

Управление делителем передач автомобиля КамАЗ-5320

Необходимо умело сочетать передачи делителя с передачами коробки передач. Приобретение навыков правильного подбора передач коробки и делителя позволяет значительно снизить расход топлива, повысить среднюю скорость движения, создать для работы двигателя более экономичный режим, повысить срок службы сцепления, тормозов, карданной передачи и ведущих мостов.

Переключение передач в делителе осуществляется перемещением переключателя крана управления, установленного в головке рычага переключения передач.

Для переключения передач в делителе следует переключатель крана управления перевести в верхнее или нижнее положение, что соответствует высшей или низшей передаче. Педаль сцепления выжать до упора и держать до полного включения передачи в делителе (примерно 0,60,8 с). При выжиме педали сцепления до упора открывается клапан включения делителя и происходит автоматическое переключение делителя на выбранную передачу. После этого плавно отпустить педаль сцепления.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Переключатель крана управления можно переместить в положение выбранной передачи заранее. После этого в нужный момент достаточно выжать педаль сцепления до упора.

При трогании автомобиля с места передачи в делителе выбираются в зависимости от дорожных условий и загруженности автомобиля.

Для разгона автомобиля до скорости 10 11 м/с (3040 км/ч) (т. е. до третьей-четвертой передачи) достаточно переключить передачу в основной коробке, не переключая передачу в делителе. Для разгона с третьей или четвертой передачи целесообразно использовать обе передачи делителя. Для этого при разгоне в тяжелых дорожных условиях рекомендуется следующая последовательность переключения: 1Н—2Н-—ЗН—4Н—4В—5Н—5В, при разгоне автомобиля по дороге с твердым покрытием — IB—2В—ЗВ—4Н— -5Н-5В.

Если при разгоне необходимо одновременно переключать передачи в основной коробке и делителе, то следует перевести переключатель крана управления делителем в положение Н, выжать педаль сцепления до упора и включить следующую, более высокую передачу в коробке передач, затем плавно отпустить педаль сцепления.

Если автомобиль движется при включенной низшей передаче делителя, а дорожное сопротивление увеличилось и требуется одновременно переключить передачи в коробке передач и делителе, следует перевести переключатель крана управления делителя в положение В, выжать педаль сцепления до упора и включить следующую, более низкую передачу в коробке передач, затем плавно отпустить педаль сцепления.

Рекламные предложения:

Читать далее: Буксировка автомобилей КамАЗ

Категория: — Автомобили Камаз Урал

→ Справочник → Статьи → Форум

Источник: http://stroy-technics.ru/article/upravlenie-delitelem-peredach-avtomobilya-kamaz-5320

Передачи на КАМАЗЕ – Схема и порядок переключения передач

сколько передач на камазе

КамАЗ – не только мощная, но и технически сложная машина. Управлять ею, соблюдая все меры безопасности, нет так уж и легко. Изначально потребуется детально изучить передачи на КамАЗе, так как это позволит чувствовать себя за рулем громадной техники гораздо увереннее.

Что нужно знать о трансмиссии

Трансмиссия машины состоит из следующих частей и узлов:

  • силовая установка;
  • коробка переключения передач;
  • блок для включения задней передачи;
  • трехвальный картер;
  • защитная крышка агрегата.

Тип и устройство КПП напрямую зависит от модели грузовика. На данный момент большинство машин комплектуются пятиступенчатой коробкой передач механического типа. Трансмиссия может иметь КПП и на 10 передач. 5-ступенчатые преимущественно используются на КамАЗах, которые эксплуатируются в качестве индивидуальных грузовых машин. 10-ступенчатые актуальны для огромных автопоездов, транспортирующих внушительные грузы.

Модели КамАЗов, на которые устанавливаются эти два типа коробок:

  • 55111;
  • 43118;
  • 4308;
  • 5490;
  • 5511;
  • 53229;
  • 53212;
  • 53205;
  • 53114;
  • 65115 и многие другие.

Десятиступенчатая коробка отличается повышенной мощностью. Ее разрабатывали конкретно для машин, эксплуатация которых осуществляется в тяжелых условиях, например, на неподходящем для езды грунте, горном рельефе, с транспортировками габаритных и массивных грузов.

конструктивная особенность этой коробки – появился редуктор, позволяющий работать в двух режимах, конкретно – в пониженном и повышенном. Он имеет улучшенный синхронизатор. Мощность трансмиссии существенно возросла именно за счет делителя режимов. Он необходим для уменьшения нагрузки на двигатель, что положительно сказывается на его работоспособности и коэффициенте полезного действия.

При движении в облегченном режиме рычаг делителя должен находиться в опущенном состоянии. Если предполагается езда с грузом, его нужно перевести в поднятое состояние.

Вне зависимости от типа включаемой передачи – как пониженной, так и скоростной, обязательно использование системы сцепления. Водитель воздействует на нее с помощью соответствующей педали в кабине.

Схема переключение передач на КАМАЗЕ

Схема переключения коробки передач на КамАЗе имеет гораздо больше вариантов, если сравнивать с классическими легковыми автомобилями. Во многом это обусловлено установкой разделителя.

Источник: https://toptexnik.ru/kamaz/peredachi-na-kamaze

Устройство и ремонт КПП КАМАЗ с делителем

Коробка переключения передач — один из ключевых узлов автомобиля. Она выполняет две функции: изменение крутящего момента двигателя и передача его на ведущие мосты. Дорожные условия и грузовых автомобилей ежедневно меняются. Поэтому здесь особенно важна возможность регулировки тяговых и скоростных характеристик. КПП КАМАЗ с делителем повышает диапазон настроек режима и обеспечивает максимальную эффективность использования двигателя.

Устройство КПП КАМАЗ

Коробки переключения передач, которыми оснащены автомобили КАМАЗ, принципиально ничем не отличаются от аналогичных агрегатов других тягачей. Однако они не взаимозаменяемы и имеют определенные особенности конструкции.

Наиболее распространены два варианта КПП КАМАЗ — 14-я (141, 142, 144) и 15-я (152, 154) модели.

В картере обеих коробок установлены сразу три вала:

  • ведущий;
  • промежуточный;
  • ведомый.

Как любые современные механические КПП они оснащены синхронизаторами и имеют шестеренчатую передачу. Шестерни задней передачи устанавливаются в отдельном блоке. Механизм изменения скоростей расположен в обособленном блоке, который находится в верхней части коробки.

Устройство делителя КПП КАМАЗ

Делитель — механизм, понижающий передаточное отношение коробки переключения передач.

В его конструкцию входят такие компоненты:

  • блокирующие кольца синхронизатора, установленные с двух сторон;
  • муфта с зубчиками, синхронизирующая вращение элементов;
  • две шестерни;
  • два вала;
  • корпус;
  • вилка переключения скоростей;
  • рычаг;
  • вилочный валик.

Для уменьшения износа и увеличения срока службы детали работают в масляной среде.

Если вы собрались самостоятельно выполнить ремонт КПП КАМАЗ с делителем, схема устройства должна быть хорошо изучена и находиться под рукой.

Схема КПП КАМАЗ с делителем

1 Гайка М12х1,25-6Н 28 Шайба 8 пружинная
2 Шайба замковая 12,3 29 Крышка люка картера делителя передач
3 Крышка переднего подшипника промежуточного вала 30 Шпилька картера М16х1,5х22х45
4 Шайба замковая 10 31 Шайба 16 пружинная
5 Болт М10х1,25-6gх30 32 Гайка М16х1,5-6Н
6 Крышка подшипника первичного вала в сборе 33 Синхронизатор делителя передач в сборе
7 Прокладка крышки первичного вала 34 Прокладка картера делителя передач
8 Прокладка регулировочная 35 Вал промежуточный делителя передач в сборе
9 Прокладка регулировочная 36 Гнездо заднего подшипника промежуточного вала
10 Вал первичный делителя передач в сборе 37 Винт М6-6gх16
11 Гайка специальная М52х2-Л-6Н 38 Подшипник роликовый
12 Кольцо маслонагнетающее первичного вала 39 Крышка картера сцепления верхняя
13 Штифт 4х12 40 Вал промежуточный делителя передач
14 Подшипник роликовый радиальный с длинными цилиндрическими роликами двухрядный без колец 41 Шестерня промежуточного вала
15 Кольцо стопорное 42 Делитель передач с управлением в сборе
16 Подшипник шариковый радиальный однорядный ГОСТ 520-89 43 Штифт 12х35
17 Вал первичный делителя передач 44 Шпилька М16х1,5х22х35
18 Шпонка призматическая 6х8х13 45 Подшипник шариковый радиальный однорядный с канавкой на наружном кольце
19 Втулка заднего подшипника первичного вала 46 Кольцо упорное переднего подшипника
20 Шестерня первичного вала делителя передач в сборе 47 Шайба упорная
21 Пробка сливная с магнитом в сборе 48 Шпилька М12х1,25х18х30
22 Картер делителя передач со втулками в сборе 49 Планка стопорная
23 Масленка КГ/8″ 45 (45916751064) 50 Болт М12х1,25-6gх30
24 Рым-болт 51 Прокладка крышки переднего подшипника промежуточного вала
25 Заглушка 28 52 Кольцо уплотнительное крышки подшипника
26 Прокладка 53 Крышка смотрового люка сцепления нижняя
27 Болт М8-6gх16 54 Крышка картера сцепления

Ремонт делителя КПП КАМАЗ

Ремонтные работы включают четыре этапа:

  • разборка агрегата;
  • дефектовка деталей;
  • замена изношенных элементов;
  • сборка коробки передач.

Чтобы выполнить ремонт коробки передач с делителем, нужно проделать такие операции:

  • снять воздушный переключатель;
  • расстопорить и выкрутить болты крепления;
  • извлечь валик;
  • демонтировать вилку переключения скоростей;
  • снять синхронизатор;
  • демонтировать вал и вилку выжимного механизма;
  • открутить крепежные элементы, удерживающие на первичном валу крышку заднего подшипника;
  • снять крышку;
  • демонтировать задний подшипник и вал (для этого придется совместить зубчики на ведущей шестерне и валу);
  • снять крышку подшипника, используя резьбовые отверстия, выполненные в промежуточном валу;
  • раскрутить и расстопорить элементы крепления;
  • демонтировать опорную роликовую шайбу;
  • открутить болты стакана, закрывающего роликовый подшипник;
  • снять роликовый подшипник и стакан с ведомого вала;
  • с помощью деревянного бруска выбить вал и извлечь подшипник из корпуса делителя.

Важно: нельзя выбивать вал молотком. Это повредит деталь и ее придется менять.

  • зажать шлицевую часть первичного вала в тиски;
  • открутить стяжную гайку;
  • демонтировать с вала маслонагнетательную гайку;
  • снять роликовый подшипник, втулку и ведущую шестерню.

Далее необходимо проверить и заменить изношенные детали, а затем собрать делитель. Для сборки нужно проделать операции в обратной последовательности.

Перед установкой делителя на машину нужно убедиться, что он собран правильно и валы свободно вращаются.

Последний этап ремонта — тест-драйв. Он позволяет проверить работоспособность делителя в режиме реальной эксплуатации. Это помогает выявить неисправности, которые не удалось устранить во время ремонта.

Источник: https://gruzovik.biz/articles/ustroystvo-i-remont-kpp-kamaz-s-delitelem

Кпп или коробка переключения передач камаз

КПП КамАЗ – это коробка передач, предназначенная для изменения оборотов коленчатого вала и передачи их на трансмиссию. Ранние модели выпускались на пять передних скоростей и одну заднюю. КПП КамАЗ с делителем имеет двойное количество скоростей – 10 передних и 2 задних. Старые КПП КамАЗ модифицируют, устанавливая делитель и придавая им свойства поздних моделей. Виды КПП КамАЗ без делителя – это достаточно старые модели.

В устройство КПП КамАЗ входит картер, выполненный из чугунного сплава, сверху закрывающегося крышкой. На ней смонтирована система переключения. По бокам картера КПП КамАЗа расположены проёмы для коробки отбора мощности. Неиспользуемые проёмы закрыты крышками.

Передняя часть картера КПП КамАЗ снабжена отверстием для выхода ведущего вала, в задней части ведомый вал также выходит через отверстие в стенке. Резиновые манжеты препятствуют вытеканию масла из полости корпуса. Фото обычной КПП КамАЗ или Евро 2 Вы можете увидеть в нашем каталоге.

Также наш раздел с ценами содержит описание КПП КамАЗ каждой модели.

Нужна КПП КАМАЗ?

Марки и модификации КПП КамАЗ насчитывают свыше 10 моделей. Кроме классических образцов 142, 15 или 152 модели, Камский Автозавод производит КПП КамАЗ Евро. К классу агрегатов КПП КамАЗ Евро 2 относят 152-ю и 154-ю модификацию. К рассматриваемому классу КПП на КамАЗ принадлежат и изделия российско-германского предприятия ZF.

Отличия КПП КамАЗ заключаются в количестве скоростей и значении передаточных чисел. Установка делителя позволила использовать повышенные и пониженные скоростные характеристики. Это значительно расширяет диапазон применения данных узлов. Иногда трудно выяснить, какую модификацию лучше установить на конкретную машину. В этом Вас сориентируют наши консультанты. Определить, какая КПП на КамАЗе – поможет наш специалист. Он же проконсультирует Вас, какую лучше деталь приобрести.

Коробка передач КамАЗ

Коробка передач КамАЗ – это сокращённо КПП. На все автомобили Камского Автозавода устанавливается механическая коробка передач КамАЗ. Конструктивно все виды подобных механизмов имеют схожую конструкцию, но для разных типов грузовиков предусмотрены модели коробок передач КамАЗ.

Вот основные из них:
— 14;— 141;— 142;— 15;— 152;— 154;— 161;— ZF: 9s109, 6s1000, 16s151, 9s1310.

А так же многие модификации.

Передаточные числа обеспечивают корректное снижение частоты крутящего момента и увеличение его мощности. Меньший показатель передаточного соотношения даёт возможность грузовику двигаться быстрее. При увеличении этого соотношения возрастает и тяга авто.Коробка перемены или переключения передач КамАЗ устроена так.

Обороты от мотора передаются через сцепление к ведущему валу и шестерни на нём. Она вращает промежуточный вал и его шестерни, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями. Муфта переключения соединяется с одной из вторичных шестерней, принимая от неё крутящий момент и передавая его валу.

Благодаря использованию синхронизаторов частоты вращения деталей выравниваются, что предотвращает удары при переключении скоростей. Из-за такой конструкции, коробка передач КамАЗа отличается повышенной прочностью и долговечностью. Таково краткое описание коробки передач КамАЗ и принципа её работы.

Распространённые КПП можно найти в свободном доступе в сети интернет.

Однако бесполезно искать коробку передач КамАЗ манипулятор, Евро 4 или 20 тонн, достаточно позвонить нашему специалисту, и он поможет в выборе модели.

Купить КПП или коробку передач КамАЗ

Несмотря на надёжность и долговечность устройства, со временем понадобится новая КПП КамАЗ. Обилие предложений в интернете дают возможность быстро купить КПП КамАЗ. В зависимости от вида и применяемости, цены на коробки сильно разнятся. Так цена на КПП КамАЗ Евро 2 или Евро 3 отличается от старого образца. Цена на коробку передач КамАЗ с делителем также будет выше классической.

Такая разница в стоимости открывает дорогу для махинаций и наживы за счёт беспечных покупателей. Часто продаются контрафактные изделия, не прошедшие сертификацию и не пригодные для выполнения предназначенной для них работы. Их поверхности не обработаны должным образом, поэтому срок их эксплуатации недолог. Стоит потратить время, чтобы найти достойную фирму, имеющую хорошую репутацию.

В нашей компании Вы сможете выбрать любую запчасть к Вашей машине. Продажа КПП КамАЗ одно из наших приоритетных направлений. Также мы поможем купить КПП КамАЗ по лучшей цене. На комплектующие в нашем магазине предоставляется гарантия производителя.

КПП КамАЗ цена от 40 тысяч рублей с учётом НДС – лучшее предложение от нашей компании.

Высокий товарооборот позволяет снизить стоимость коробки передач КамАЗ Евро 2, а также других деталей этого производителя. Наша фирма дорожит своей репутацией, поэтому реализует только оригинальные детали высокого качества. При этом цены на КПП КамАЗ у нас ниже рыночных.

Чтобы убедиться в этом, позвоните нашему специалисту и задайте вопрос, сколько стоит коробка передач КамАЗ. Купить или уточнить цену коробки передач КамАЗ Вы также можете по электронной почте, отправьте нам сообщение. Вас порадует система доставки приобретённого товара – покупка скоро прибудет в пункт назначения.

Для отдельных городов предусмотрена бесплатная доставка.

Источник: https://dvigatelkama.ru/kpp-ili-korobka-pereklyucheniya-peredach-kamaz/

Коробка передач КамАЗ: как переключать передачи на КамАЗе

КамАЗ – известный представитель грузового транспорта, сегодня производимый в РФ. Надежность и выносливость этих машин проверена годами. Автомобили КамАЗ рассчитаны на работу в разных климатических поясах и готовы к тяжелым эксплуатационным нагрузкам.

Что касается связки ДВС и трансмиссии, чтобы экономичный, но не самый мощный мотор КамАЗа обеспечивал должную производительность и имел большой срок службы, была отдельно разработана и внедрена высоконадежная КПП КамАЗ.

Далее мы рассмотрим особенности, которые имеет коробка КамАЗ, как переключать передачи на КамАЗе, что представляет собой схема переключения передач КамАЗ и т.д.

Коробка передач КамАЗа: особенности конструкции

Коробки переключения передач, устанавливаемые на КамАЗ, отличаются от своих аналогов, устанавливаемых на другие грузовые автомобили, своими конструктивными особенностями.  КПП КамАЗ, при условии соблюдения  правил эксплуатации и выполнения качественного ТО, может работать без ремонта достаточно долго даже в тяжелых условиях.

Коробка КамАЗ – основная составляющая трансмиссии данного автомобиля. Осуществляя изменение крутящего момента двигателя и передачи его на ведущие мосты, КПП на КамАЗе позволяет регулировать тяговые и скоростные характеристики  автомобиля в достаточно большом диапазоне, при этом используя ДВС с большей эффективностью.

Коробки, устанавливаемые на КамАЗ, конструктивно довольно просты. Коробка КамаЗА состоит из таких узлов и элементов как:

  • картер;
  • установленные в картере КПП ведущий, ведомый и промежуточный валы;
  • шестерни, синхронизаторы, подшипники;
  • механизм переключения скоростей;
  • делитель КПП КамАЗ, дополнительный одноступенчатый или двухступенчатый редуктор (используется в КПП КАМАЗ 15-й модели);

Примечание: Автомобили КамАЗ, могут быть оборудованы пятиступенчатой, шестиступенчатой, восьмиступенчатой либо десятиступенчатой  механикой (многоступенчатая коробка КамАЗ с делителем).

КамАЗ коробка передач: типы и характеристики

На сегодняшний день грузовые автомобили марки КамАЗ комплектуются разными типами (моделями)  КПП отечественного и зарубежного производства.

Перечень основных типов разных модификаций коробок:

  • тип коробок модельного ряда 14 (141,142,144) — механическая пятиступенчатая коробка с трехходовым механизмом переключения (дистанционное переключение передач);
  • тип коробок модельного ряда 15 (152,154) – механическая десятиступенчатая МКПП, представляющая собой пятиступенчатую коробку с передним двухступенчатым делителем, увеличивающим количество скоростей до 12, а именно 10 вперед и 2 назад (дистанционное переключение скоростей, пневмомеханическое переключение скоростей редуктора); Тип коробок модельного ряда 16 (161) — механическая восьмиступенчатая КПП, представляющая собой четырехступенчатую коробку ZF с расположенным сзади двухступенчатым планетарным демультипликатором (ручное управление)
  • тип коробок модельного ряда ZF (Германия) —  механические  многоступенчатые КПП, такие как: ZF-6S1000-шестиступенчатая КПП; ZF-9S109 девятиступенчатая КПП с дополнительной пониженной передачей и др.

Обратите внимание, типы коробок модельного ряда 14 и 15, имея разные конструктивные и технические характеристики, отличаются между собой разными передаточными числами.

Схема переключения передач КамАЗ

Схема переключения передач (от простой  к сложной) зависит от типа КПП, установленной на автомобиль КамАЗ.

Например:

  • схема переключения КПП модельного ряда 14 предусматривает пять передних передач и одну заднюю (коробка передач КамАЗ такого модельного ряда не рассчитана на перевозку грузов выше 10 тон или буксировку прицепов);
  • схема переключения КПП модельного ряда 15, в состав которой входит редуктор (разделитель), предусматривает пять передних передач и одну заднюю, а также используя делитель возможно включение скорости низшего тягового диапазона (передач становиться вдвое больше);
  • схема переключения передач КПП ZF КамАЗа предусматривает переключение скоростей в несколько стадий: 1В – 2В – ЗВ – 4Н – 4В – 5Н – 5В обеспечивает быстрый разгон при нормальных эксплуатационных условиях. 1Н -2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В – сложные эксплуатационные условия в начале движения и т.д.

Если рассмотреть простейший вариант, механическая трансмиссия грузового автомобиля КамАЗ работает в двух режимах: первичный («Н») и  вторичный («В»).  Разделение передач на два режима значительно снизила нагрузку на ДВС автомобиля.

Переключение режимов осуществляется посредством специального рычажка:

  • рычажок опущен — облегченный режим движения автомобиля;
  • рычажок поднят – движение автомобиля в режиме больших нагрузок.

Кстати, чтобы начать движение, необходимо раскрутить коленчатый вал до нескольких тысяч об/мин.

Коробка КамАЗ с делителем: механизм управления делителем

Для снижения нагрузки на ДВС автомобиля используют делитель (редуктор)  — механизм с  механическим принципом действия, активирующийся посредством переключателя на кулисе. Основная его функция  заключается в  увеличении передаточного числа КПП. 

Составляющие конструкции на примере КПП модельного ряда 15:

  • вентиль управления делителем;
  • редукционный клапан;
  • клапан включения делителя;
  • воздухораспределительный механизм;
  • патрубок распределения воздуха;

Управление КамАЗом: КПП и разные эксплуатационные условия

При подъемах автомобиля КамаАЗ рекомендуется использовать повышенные передачи. Переключение с первой на вторую скорость предполагает метод «двойного выжимного сцепления» (для стабильной работы не следует забывать нажимать на педаль газа и не допускать падения оборотов ДВС).

При спусках КамаАЗа нельзя глушить двигатель, поскольку может произойти блокировка рулевого колеса автомобиля. Также не рекомендуется во время  спусков при включенном дополнительном торможении (вспомогательная тормозная система), выжимать педаль сцепления и включать передачи.

При движении КамаАЗа по скользкому дорожному покрытию рекомендуется тормозить при помощи ДВС, используя передачи на КамАЗе, так как экстренное торможение приводит к блокировке колес прицепа грузового автомобиля.

При заносах сцепление должно быть включено. В случае если автомобиль ведет, рекомендуется поворачивать руль в эту же сторону. Если автомобиль забуксовал, необходимо сняв ногу с педали газа, блокировать дифференциал.

Обратите внимание, неправильное торможение двигателем может привести к сокращению срока службы КПП и ДВС. При этом своевременный переход на пониженную передачу уменьшит частоту  вращения коленчатого вала и поможет избежать проскальзывания колес. 

Что в итоге

Как видно, КПП КамАЗ является надежной механической трансмиссией, отличающейся качеством и выносливостью в разных эксплуатационных условиях. Главное, правильно пользоваться коробкой.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое раздаточная коробка автомобиля. Из этой статьи вы узнаете, что такое раздатка, как она устроена, для чего нужна раздаточная коробка, а также какие основные функции выполняет такой агрегат. Однако нельзя забывать о том, что устройство нуждается в регулировке и настройке, поскольку большинство поломок  КПП КамАЗ связано именно с нарушениями регулировки (например, механизм привода и рычаг переключения передач, клапан включения делителя и др.).

Также коробка нуждается в регулярном и своевременном техническом обслуживании, диагностике и периодической проверке полной работоспособности. Только в этом случае можно говорить о том, что агрегат в полной мере отработает весь заложенный ресурс. 

Источник: http://krutimotor.ru/kamaz-korobka-peredach-kak-upravlyat/

Трансмиссия КАМАЗ: мощность и надежность камских грузовиков

» Статьи » Трансмиссия КАМАЗ: мощность и надежность камских грузовиков

В грузовых автомобилях КАМАЗ большое внимание уделяется трансмиссии, ведь только эта система позволяет эффективно использовать ресурсы двигателя и всех агрегатов грузовика. Основу трансмиссии составляет коробка передач — об этом агрегате, его типах, устройстве и особенностях читайте в данной статье.

Общее устройство трансмиссии автомобилей КАМАЗ

Трансмиссия грузовых автомобилей КАМАЗ построена по традиционным схемам и в целом мало отличается от аналогичных систем других грузовиков. Можно выделить три основных схемы трансмиссий камских грузовиков:

  • Двухосные автомобили с приводом на заднюю ось (колесная формула 4×2, модели КАМАЗ-4308, 43253, 43255, 5308, 53605, 5460, 5490 и другие, преимущественно самосвалы, магистральные тягачи и одиночные автомобили различного назначения). В этом случае трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи и заднего моста (который включает главную передачу, дифференциал и полуоси);
  • Трехосные и четырехосные автомобили с приводом на задние колеса (колесная формула 6×4 и 8×4, модели КАМАЗ-4514, 5321, 6460, 6511, 6520, 65201, 6540 и другие, преимущественно самосвалы, различные одиночные автомобили и шасси под установку оборудования). В этом случае в среднем мосту предусмотрен межосевой дифференциал, через который крутящий момент передается на задний мост, а в остальном трансмиссия аналогична с автомобилями 4×2;
  • Двухосные, трехосные и многоосные автомобили с приводом на все колеса (колесная формула 4×4, 6×6, 8×8, модели КАМАЗ-4326, 43502, 4311, 4410, 4514, 53228, 5350, 65111, 6522 и их многочисленные модификации, преимущественно самосвалы, тягачи повышенной проходимости, спецавтомобили, военные автомобили и т.д.). В этом случае в трансмиссии появляется раздаточная коробка, устанавливаемая сразу за КПП, которая делит крутящий момент на два потока — один на задние оси, и один на передние оси.

В трансмиссию ряда заднеприводных и полноприводных моделей автомобилей КАМАЗ включается раздаточная коробка, от которой осуществляется отбор мощности на лебедку (или сразу на несколько лебедок), а также на ВОМ для привода различных агрегатов.

Но во всех камских грузовиках, независимо от их колесной формулы и схемы трансмиссии, применяются стандартизированные и не слишком обширные модельные ряды коробок передач и раздаточных коробок.

Типы, модели и технические особенности КП камских грузовиков

Вплоть до конца 1990-х годов на КАМАЗы устанавливалось ограниченное количество типов коробок передач отечественного производства. Но в последние десять лет, с запуском совместного предприятия ZF-КАМА в Набережных Челнах, количество типов и моделей КПП для камских грузовиков многократно возросло, и в настоящее время одних только модельных рядов коробок больше десятка, а модификаций в разы больше.

На автомобили КАМАЗ сегодня ставятся механические, автоматизированные и автоматические коробки передач производства КАМАЗ и ZF-КАМА, все они имеют свои особенности.

К механическим коробкам относятся:

  • Модельный ряд КАМАЗ 14 — модели 14, 141, 142 и 144;
  • Модельный ряд КАМАЗ 15 — модели 15, 152 и 154;
  • Модель КАМАЗ 161;
  • Модельный ряд ZF 6S — модели 6S700, 6S1000, 6S1200;
  • Модельный ряд ZF 9S — модели 9S109/9S1310, 9S1315;
  • Модельный ряд ZF 16S — модели 16S151/16S1820, 16S1821, 16S1822, 16S1825.

КПП модельного ряда 14 — это наиболее старые коробки, которые, однако, все еще находят широкое применение. Это обычные 5-ступенчатые трехходовые КП, имеющие синхронизаторы на всех скоростях и дистанционное управление с помощью рычага из кабины. Коробки 14 отличаются компактными габаритами, простой конструкцией и надежностью, чем и обусловлено их «долголетие».

КПП модельного ряда 15 созданы на базе КПП 14 путем добавления дополнительного агрегата — делителя. Расположенный между сцеплением и коробкой (в одном корпусе с ними), делитель обеспечивает удвоение количества передач, поэтому все КПП 15 имеют 10 передач вперед и 2 передачи назад.

КПП 161 — это сегодня довольно редкая КП, созданная на базе КПП фирмы ZF. Это 8-ступенчатая коробка, построенная на базе обычного 4-ступенчатого редуктора и планетарного демультипликатора, удваивающего количество передач (кроме передачи заднего хода). Демультипликатор, в отличие от обычного делителя, устанавливается в задней части коробки передач, поэтому происходит меньшая потеря крутящего момента и мощности.

КПП ZF 6S — это обычные 6-ступенчатые коробки передач, не имеющие каких-либо особенностей. Отличаются малыми габаритами и массой (в 2,5 раза легче КАМАЗовских КПП 14), при этом имеют простую конструкцию и высокую надежность.

КПП ZF 9S — это линейка различных по исполнению и характеристикам 9-ступенчатых коробок. Основу этих КПП составляет 5-ступенчатый редуктор, который имеет четыре основных и одну понижающую передачу. Редуктор нагружен на демультипликатор, удваивающий только четыре основных передачи — все это вместе с понижающей передачей и обеспечивает наличие 9-ступеней в данной КПП.

КПП ZF 16S — это целый ряд 16-ступенчатых коробок передач, которые построены на базе 8-ступенчатой КПП и планетарного демультипликатора. Отдельные модели (например, ZF 16S151) дополнительно имеют делитель, который позволяет удваивать число передач и при совместной работе с демультипликатором более тонко выбирать режим движения автомобиля. Ряд моделей данных коробок имеет дополнительное оборудование — коробку отбора мощности, гидродинамический тормоз-замедлитель и т.д.

У всех механических коробок ZF-КАМА есть общие конструктивные особенности. В частности, переключение всех передних передач в них осуществляется с помощью синхронизаторов, и только задние (а в некоторых случаях и понижающие) передачи включаются с помощью зубчатой муфты.

Автоматизированные коробки представлены только линейкой ZF 12AS, в которую входят агрегаты 12AS1930 и 12AS1931.

Это 12-ступенчатые КПП, построенные на основе 3-ступенчатого редуктора, делителя и планетарного демультипликатора (благодаря которым и обеспечивается учетверение количества передач).

Модификации отличаются типом привода механизмов переключения делителя и демультипликатора и некоторыми характеристиками (в частности, коробка 12AS1930 выпускается в двух вариантах — с прямой и повышающей высшей передачей).

Автоматические коробки передач также представлены одной линейкой ZF 6HP, которую входят модели 6HP504, 6HP602 и 6HP902. Это все 6-ступенчатые КПП с гидромеханическим управлением, построенные на основе планетарного редуктора. «Старшие» модели могут оснащаться дополнительным оборудованием — коробками отбора мощности (причем их может быть сразу две на одной коробке).

Все рассмотренные коробки передач представлены в нескольких модификациях, которые отличаются передаточными числами некоторых передач, имеют дополнительного оборудование и т.д. Также ряд КП ZF имеют модификации для установки в экспортные варианты грузовиков с правым расположением руля.

Применимость КПП КАМАЗ и ZF

Детально описывать применимость каждого типа и модели КПП здесь не имеет смысла, но следует сделать несколько замечаний по этому поводу.

В настоящее время автоматические коробки 6HP504 используются только на автобусном шасси КАМАЗ-5297, а «старшие» модели устанавливаются только на восьмиосные грузовики КАМАЗ-6560. Автоматизированные коробки также пока находят ограниченное применение — они массово ставятся на магистральные тягачи КАМАЗ-5460 и более современные 5490.

Все остальные грузовики комплектуются коробками с ручным управлением, причем здесь возможные самые разные варианты и сочетания. Например, двухосный КАМАЗ-4326 (грузовик повышенной проходимости, 4×4) может оснащаться коробками моделей 152 и несколькими моделями ZF 16S, самосвал 65115 — КПП 154 и ZF 9S, и т.д.

Вопросы ТО и ремонта коробок передач

Сразу же следует отметить, что КАМАЗы с автоматизированными и автоматическими коробками ZF, а также все новые грузовики с механическими коробками ZF и КАМАЗ должны проходить ТО в условиях автосервиса. Самостоятельное обслуживание «автоматов» практически невозможно, а даже самостоятельная замена масла в «механике» может привести к проблемам с гарантией.

Обычно ТО КПП сводится к замене масла, периодичность замены зависит от типа коробки и условий эксплуатации автомобиля, и может лежать в пределах 45-90 тысяч км пробега (но не более). В особо сложных условиях эксплуатации менять масло приходится не реже 1000 рабочих часов, в противном случае значительно повышается вероятность быстрого износа коробки передач. В некоторых моделях коробок одновременно с маслом меняется и масляный фильтр.

Ремонт КПП также имеет смысл проводить в сервисе, так как эта работа требует значительных затрат сил и применения специального оборудования. Но ряд неисправностей можно устранить и без сложного ремонта — обычно это нарушение регулировок в приводе переключения передач и в приводе механизма переключения делителя (или демультипликатора). Для решения проблемы достаточно провести регулировки согласно инструкции по эксплуатации автомобиля.

Регулярное техническое обслуживание и своевременный ремонт продлят нормальную работу коробки передач, что обеспечит и эффективную эксплуатацию всего грузовика.

Источник: http://www.autoars.ru/articles/?id=64

Кпп на камаз

Коробка переключения передач — необходимый для автомобиля агрегат, с помощью которого осуществляется изменение крутящего момента двигателя и передачи его на ведущие мосты. Кпп на камазе позволяет в достаточно широких пределах регулировать скоростные и тяговые характеристики автомобиля и использовать двигатель с наибольшей эффективностью.

Устройство коробок, используемых на автомобилях КАМАЗ, не слишком отличается от аналогичных агрегатов других грузовых автомобилей, хотя и имеют свои конструктивные особенности.

Устройство наиболее распространенных Кпп на камаз (модели 14 и 15) сводится к следующему. В общем картере установлены ведущий, ведомый и промежуточный валы с шестернями и синхронизаторами. Шестерни задней передачи выполнены в виде отдельного блока. Также в виде отдельного блока, установленного в верхней части коробки, выполнен механизм переключения скоростей передач.

Коробки передач, используемые на автомобилях КАМАЗ, отличаются простой конструкцией, высокой надежностью и эффективностью. При грамотном уходе и нормальной эксплуатации Кпп на камазе может служить многие годы, не доставляя проблем.

В настоящее время автомобили КАМАЗ комплектуются несколькими моделями коробок передач отечественного и зарубежного производства:

— Модель 14; — Модель 15; — Модель 161;

— Модели ZF (Германия).

Модель 14

Модификации 141, 142, 144. Пятиступенчатая механическая коробка передач с трехходовым механизмом переключения. Переключение передач осуществляется дистанционно с помощью качающегося рычага. Находит применение в самосвалах и других одиночных автомобилях КАМАЗ.

Модель 15

Модификации 152, 154. Десятиступенчатая механическая коробка передач, объединяющая в себе пятиступенчатую КПП и передний двухступенчатый делитель. Благодаря делителю количество скоростей в коробке передач увеличивается до 12: 10 вперед и 2 назад.

Переключение скоростей дистанционное, с помощью качающегося рычага, переключение скоростей делителя — пневмомеханическое, осуществляется с помощью переключателя на рычаге.

Получили широкое распространение на автомобилях-тягачах, работающих в составе автопоездов.

Модификации Кпп на камаз моделей 14 и 15 имеют различные передаточные числа передач, а поэтому находят применение на автомобилях самого разного назначения. Передаточные отношения отображены в таблице:

 1 передача2 передача3 передача4 передача5 передачаR
Модель 141 5,62 2,89 1,64 1,00 0,724 5,30
Модель 142 6,38 3,29 2,04 1,25 0,815 6,02
Модель 144 7,82 4,03 2,5 1,53 1,00 7,38
Модель 152 Повышен. 7,82 4,03 2,5 1,53 1,00 7,38
Понижен. 6,38 3,29 2,04 1,25 0,815 6,02
Модель 154 Повышен. 7,82 4,03 2,5 1,53 1,00 7,38
Понижен. 6,38 3,29 2,04 1,25 0,815 6,02

Также данные модели коробок отличаются отдельными деталями, характеристиками зубчатых передач, наличием или отсутствием тех или иных компонентов и т.д.

Модель 161

Восьмиступенчатая механическая коробка передач, объединяющая в себе четырехступенчатую КПП и расположенный сзади планетарный двухступенчатый (пониженная и прямая передачи) демультипликатор. Продукция совместного предприятия ZF-KAMA, производится в Набережных Челнах.

Передаточные отношения Кпп на камаз модели 161 отображены в таблице:

 12345678R
Модель 161 8,39 5,50 3,93 2,87 2,12 1,40 1,00 0,73 11,01

Модели ZF

Коробки передач ZF выпускаются совместным российско-немецким предприятием ZF-KAMA. Модельный ряд содержит несколько типов КПП, среди которых можно выделить ZF-6S1000 (шестиступенчатая механическая), ZF-9S109 (девятиспунечатая механическая, аналог модели 161 с дополнительной пониженной передачей), ZF-9S1310 (девятиступенчатая механическая) и ZF-16S151 (шестнадцатиступенчатая механическая, объединяет в себе восьмиступенчатую КПП и двухступенчатый демультипликатор).

 123456789R
ZF-9S109 10,24 6,576 4,78 3,531 2,61 1,86 1,35 1,0 0,74 9,44
ZF-6S1000 6,75 3,60 2,12 1,39 1,00 0,78 6,06
ZF-16S151 Повышен. 13,80 9,59 6,81 4,58 3,021 2,09 1,49 1,00 13,17
Понижен. 11,55 8,02 5,70 3,84 2,52 1,75 1,24 0,84 11,03
ZF-9S1310 9,48 6,58 4,68 3,48 2,62 1,89 1,35 1,00 0,75 8,97

Коробка переключения передач нуждается в периодическом обслуживании, которое заключается в различных регулировках (регулировка привода переключения скоростей, хода рычага, зазора в клапане включения делителя и т.д.) и замене масла.

Замену масла в КПП рекомендуется проводить не реже одного раза в год, при этом максимально допустимый пробег между заменами масла составляет не более 90 000 км.

В коробках КАМАЗов, работающих на строительных площадках, в карьерах и в других сложных условиях, масло быстрее приходит в негодность, поэтому его рекомендуется менять не реже 45 000 км пробега или через каждые 1000 рабочих часов.

Однако периодичность замены масла может значительно отличаться от рекомендуемой — все зависит от условий эксплуатации автомобиля и модели установленной КПП.

Проверка уровня масла в КПП моделей 14 и 15 производится с помощью указателя, расположенного на пробке маслозаливной горловины. В моделях 161 и ZF уровень масла проверяется с помощью специальных контрольных отверстий, расположенных на корпусе КПП.

https://www.youtube.com/watch?v=jZGOcl7Q1YI

Замена масла должна производиться сразу после работы, когда оно теплое и обладает низкой вязкостью. Удаление масла из КПП осуществляется через сливные отверстия в нижней части корпуса коробки. В моделях 14 и 15 для этого откручиваются пробки в коробке и делителе (модель 15), в модели 161 дополнительно выворачивается масляный фильтр, а в моделях ZF выкручиваются пробки контрольных отверстий.

Далее необходимо провести работы в следующем порядке:

  1. Заполнить Кпп на камазе (и делитель) моторным маслом (около 12 литров);
  2. Переключить коробку в нейтральное положение;
  3. Завести двигатель и дать поработать на холостом ходу около 10 минут;
  4. Слить масло;
  5. Заполнить КПП специальным трансмиссионным маслом до необходимого уровня;
  6. Завести двигатель и дать поработать на холостом ходу в течение 3-5 минут;
  7. Проверить уровень масла;
  8. При понижении уровня долить масло.

Если говорить о поломках Кпп на камазах, то чаще всего они заключаются в износе деталей, в первую очередь — зубцов шестерней, подшипников валов и деталей привода. Эти проблемы решаются только заменой изношенных деталей.

Многие неисправности коробки (самостоятельное выключение и затрудненное включение передач, невозможность включения передач делителя и другие) возникают из-за разрегулирования механизмов привода и рычага переключения передач, изменения зазора в клапане включения делителя и т.д. Эти проблемы легко решаются простой регулировкой указанных деталей и узлов.

Еще в этом разделе

Источник: http://www.autoopt.ru/articles/products/2181042/

Многовальные коробки передач

Для получения большого числа передач – от 8 до 24 – применяются многовальные коробки передач. Они представляют собой четырех-, пяти- или шестиступенчатые Трехвальные коробки передач со встроенными или совмещенными дополнительными коробками передач (редукторами). При этом дополнительная коробка передач может быть повышающей или понижающей.

Повышающая коробка передач называется делителем или мультипликатором. Делитель устанавливается перед коробкой передач и увеличивает число передач в два раза. Обычно он имеет две передачи: прямую с передаточным числом uk = 1 и повышающую с передаточным числом uk < 1.

Делитель не увеличивает передаточные числа коробки передач, а только уменьшает разрыв между передаточными числами соседних передач, увеличивая на 2025% их диапазон.

Понижающая коробка передач называется демультипликатором. Демультипликатор устанавливается за коробкой передач. Он имеет две или три передачи: прямую с uk = 1 и понижающие с uk > 1. Демультипликатор увеличивает число передач в 2-3 раза и передаточные числа коробки передач, значительно расширяя их диапазон.

Многовальные коробки передач используются на автомобилях большой грузоподъемности, а также на автомобилях-тягачах, работающих с прицепами и полуприцепами.

Коробка КамАЗ с делителем

На рисунке 1 представлена конструкция коробки передач грузовых автомобилей КамАЗ. Коробка пятивальная, десятиступенчатая, синхронизированная, с делителем и с неавтоматическим дистанционным управлением.

Рисунок 1 – Коробка передач грузовых автомобилей КамАЗ

1 – ведущий вал; 2, 13 – шестерни; 3 – первичный вал; 4, 5, 6 – синхронизаторы; 7 – муфта; 8 – вторичный вал; 9, 11 – промежуточные валы; 10, 12 – картеры

Коробка передач состоит из двух частей – основной пятиступенчатой коробки передач и делителя. Делитель выполнен в отдельном картере 12 с картером сцепления и прикреплен к картеру 10 коробки передач. В картере 10 основной коробки передач размещены первичный 3, вторичный 8 и промежуточный 9 валы.

Косозубые шестерни коробки передач находятся в постоянном зацеплении. Включение IV и V, а также II и III передач производится соответственно синхронизаторами 5 и 6. Включение первой передачи и заднего хода осуществляется зубчатой муфтой 7.

Синхронизаторы имеют конструкцию, аналогичную синхронизаторам грузовых автомобилей ЗИЛ.

Делитель имеет ведущий 1 и промежуточный 11 валы, две шестерни 2 и 13 постоянного зацепления и зубчатую муфту с синхронизатором 4 для включения прямой и повышающей передач с передаточными числами соответственно uk = 1 и uk = 0,815. Промежуточный вал 11 делителя соединен шлицами с промежуточным валом 9 коробки передач. Шестерня 2 установлена свободно на ведущем валу и вращается относительно вала.

При включении прямой передачи ведущий вал 1 делителя и первичный вал 3 коробки передач жестко соединяются напрямую с помощью зубчатой муфты. При этом крутящий момент, передаваемый от двигателя к коробке передач, не изменяется по величине. При включении повышающей передачи шестерня 2 фиксируется синхронизатором на ведущем валу 1 делителя.

В этом случае крутящий момент двигателя передается с шестерни 2 на шестерню 13 промежуточного вала и далее на промежуточный вал 9 коробки передач. При этом уменьшается передаваемый крутящий момент и увеличивается скорость движения. Это обеспечивает работу автомобиля при небольших нагрузках и высокой скоростью движения, что способствует экономии топлива.

Размещение делителя в отдельном картере позволяет использовать основную коробку передач и без делителя на самосвалах и других автомобилях, где это целесообразно. При установке делителя отдельные детали основной коробки передач заменяются (первичный вал и др.).

Механизм переключения передач в коробке с делителем

Механизм переключения передач основной коробки передач имеет дистанционный механический привод управления. В привод (рисунок 2) входят рычаг 1 переключения, передняя 2 и промежуточная 4 тяги, рычаг 3 передачи и шток с рычагом 5 механизма переключения передач, который находится в крышке 6 коробки передач.

Рисунок 2 – Приводы переключения коробки передач (а) и делителя (б) грузовых автомобилей КамАЗ

1, 3, 5 – рычаги; 2, 4 – тяги; 6 – крышка; 7 – переключатель; 8 – кран; 9 – воздухораспределитель; 10, 11 – клапаны; 12 – упор; 13 – пневмоцилиндр; В, Н – положения переключателя

Механизм переключения передач делителя имеет пневматический привод. Привод состоит из переключателя 7, находящегося на рычаге 1 коробки передач, редукционного клапана 10, пневмоцилиндра 13, воздухораспределителя 9, клапана 11 включения делителя, крана 8 и трубопроводов.

При установке переключателя в положение Н (низшая) или В (высшая) передача золотник крана 8 перемещается тросом. Сжатый воздух от редукционного клапана 10 поступает в соответствующую полость воздухораспределителя 9, устанавливая при этом его золотник в необходимое положение.

При выключении сцепления упор 12, установленный на толкателе рычага выключения сцепления, открывает клапан 11, и сжатый воздух проходит в воздухораспределитель 9 и далее в нужную полость пневмоцилиндра 13, перемещая его поршень и выключая передачи в делителе. Следовательно, переключатель можно включать заранее, однако переключение передач в делителе произойдет только при выключении сцепления. Такое полуавтоматической переключение передач делителя значительно облегчает его применение.

Коробка передач ЗИЛ с демультипликатором

Многовальная коробка передач (рисунок 3, а) грузовых автомобилей ЗИЛ состоит из основной коробки передач и демультипликатора. Она имеет восемь основных передач для движения вперед (передача VIII – прямая с uk = 1), дополнительную «ползущую» передачу (uk = 11,4) и передачу заднего хода.

Рисунок 3 – Коробка передач с демультипликатором грузовых автомобилей ЗИЛ

а – продольный разрез; б – механизм переключения; 1, 15, 28, 29, 35 – валы коробки; 2 – ползун; 3 – головка; 4, 33 – рычаги; 5 – блок клапанов; 6, 36 – фиксаторы; 7 – крышка; 8, 14 – вилки; 9 – пневмоцилиндр; 10- солнечная шестерня; 11 – сателлит; 12 – коронная шестерня; 13 – блокировочный диск; 16 – втулка шлицевая; 17, 25, 32 – синхронизаторы; 18, 30 – картеры; 19 – насос; 20, 23 – шестерни передач «ползущей» и заднего хода; 21 – муфта; 22 – промежуточная шестерня заднего хода; 24 – шестерня I и V передач; 26 – шестерня II и VI передач; 27 – шестерня III и VII передач; 31 – шестерня привода; 34 – серьга; 37 – демпфер

Такое число передач позволяет изменять крутящий момент двигателя в широком диапазоне и выбирать наиболее экономичный режим движения автомобиля.

В картере 30 основной коробки передач на подшипниках установлены первичный 1, вторичный 29 и промежуточный 28 валы.

Первичный вал выполнен вместе с косозубой шестерней, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней 31 привода промежуточного вала. На вторичном валу шестерни всех передач установлены на роликовых подшипниках и свободно вращаются относительно вала.

Промежуточный вал изготовлен за одно целое с прямозубыми шестернями 20 «ползущей» передачи и 23 заднего хода. Косозубые шестерни остальных передач напрессованы на промежуточный вал.

Все шестерни коробки передач находятся в постоянном зацеплении.

Для включения передач I – VIII служат синхронизаторы 25 и 32, а для включения «ползущей» передачи и заднего хода – муфта 21. Они установлены на шлицах вторичного вала.

Конструкция синхронизаторов и их работа аналогичны синхронизаторам пятиступенчатой коробки передач грузовых автомобилей ЗИЛ. Однако эти синхронизаторы имеют шесть, а не три блокирующих пальца.

Механизм переключения передач в коробках с демультипликатором

Механизм переключения коробки передач находится в отдельном корпусе, который прикреплен к крышке коробки передач. В механизм входят (рисунок 3, б) рычаг 33 переключения передач, рычаг 4 включения передач, серьга 34 и вал 35. Рычаг включения передач закреплен на валу 35, а рычаг 33 переключения передач связан с валом шарнирно. Пружинный демпфер 37 предназначен для фиксации его промежуточных ходов.

При перемещении рычага 33 вперед или назад серьга 34 вместе с валом 35 поворачиваются. При этом рычаг 4 включения своим нижним концом перемещает тот ползун механизма переключения передач, в пазу головки которого он находится.

На ползунах 2 закреплены вилки 8 переключения передач, с помощью которых перемещаются по шлицам вторичного вала каретки синхронизаторов 25, 32 и муфта 21.

В нейтральном положении рычага 33 рычаг 4 находится в среднем фиксированном положении, и его нижний конец входит в паз головки ползуна III и IV передач.

При перемещении рычага 33 вправо рычаг 4 включения перемещается влево, и его нижний конец последовательно входит в пазы головок ползунов I – IV передач, которые при включении прямой передачи (uk = 1) в демультипликаторе преобразуются соответственно в передачи V – VIII.

Механизм включения передач размещен в крышке 7 (см. рисунок 3, а) коробки и состоит из трех ползунов 2 с вилками, головок 3 ползунов, трех шариковых фиксаторов 6 с пружинами и замочного устройства, состоящего из двух пар шариков и штифта между ними. Фиксаторы исключают самопроизвольное выключение передач, а замочное устройство – одновременное включение двух и более передач.

Демультипликатор размещен в отдельном картере 18, прикрепленном сзади к картеру 30 коробки передач. Он представляет собой двухступенчатый планетарный редуктор и имеет две передачи: прямую (uk = 1) и понижающую (uk = 3,3).

Демультипликатор включает в себя вал 15 с сателлитами 11 и их осями, солнечную шестерню 10, коронную шестерню 12 со ступицей, блокировочный диск 13 и синхронизатор 17.

Вал демультипликатора установлен на шариковом подшипнике и через сателлиты связан с солнечной и коронной шестернями. Для включения передач демультипликатора на валу 15 размещен синхронизатор, конструкция и работа которого аналогичны синхронизаторам 25 и 32 коробки передач. Солнечная шестерня 10 установлена на шлицевом конце вторичного вала 29 коробки передач.

Механизм переключения передач демультипликатора состоит из вилки 14, вала вилки и рычага вала. Привод механизма переключения – пневматический. В привод входят блок клапанов 5, пневматический цилиндр 9 и соединительные шланги.

Блок клапанов имеет два клапана, которые работают последовательно. Сжатый воздух к блоку подводится из пневмосистемы автомобиля. При включении «ползущей», I – IV передач и заднего хода сжатый воздух поступает в пневмоцилиндр 9, включая низшую передачу демультипликатора. При включении V – VIII передач поступивший в пневмоцилиндр сжатый воздух включает в демультипликаторе прямую передачу.

Детали коробки передач и демультипликатора смазываются маслом, заливаемым в их картеры. Система смазывания – смешанного типа: под давлением, разбрызгиванием и масляным туманом. Масляный насос 19 под давлением подает масло к подшипникам коробки передач и демультипликатора. Остальные их детали смазываются разбрызгиванием масла и масляным туманом.

Другие статьи по коробкам передач

Источник: https://carspec.info/mnogovalnye-korobki-peredach

Коробка передач на КАМАЗе

Одно из самых главных устройств любого автомобиля – это коробка передач. Без неё машина просто-напросто не будет ездить. Но если речь идет о большегрузных авто, то не каждый водитель сможет освоить кпп КАМАЗа, так как это весьма сложный агрегат со своими особенностями. Начинающие шоферы сложно ориентируются в переключении передачи на КАМАЗе, даже если у них за плечами много теоретических данных. Данная статья поможет разобраться во всех тонкостях работы коробки КАМАЗа.

Устройство КПП

От модели авто зависит то, какая на него будет установлена коробка передач и как она будет управляться. Так, некоторые КАМАЗы имеют пять ступеней для переключения, а другие оснащаются десяти ступенчатой КПП. Иначе из называют 14 и 15 модель.

Пятиступенчатые идут в камазах, которые применяются как машины индивидуальные, а десятиступенчатые на те, которые относятся к категории автопоездов.

Десятиступеначатая коробка передач имеет специальный редуктор-делитель, который дает возможность использовать во время движения вперед 10 передач, а для заднего хода отведено 2. Теперь вы знаете сколько передач имеется у КАМАЗа.

Среди преимуществ таких коробок можно выделить:

  • Легкая управляемость;
  • Тяга грузовика становится выше;
  • Уменьшение частоты переключения.

Но спустя некоторое время инженеры концерна создали новую трансмиссию КПП 152 для повышения грузоподъемности машины. В ней были усилены синхронизаторы, шлицы использовалось специально разработанное крепление шестеренок, перестали выбивать четвертая и пятая передача, схема управления двигателям стала лучше, шлицевое управление демонтировано, увеличилась высота зубьев.
Среди основных элементов, входящих в схему коробки передач на КАМАЗе, принято выделять:

  • Картер, в котором установлено три вала: промежуточный первичный, вторичный.
  • Шестереночный блок для включения передачи заднего хода.
  • Крышка трансмиссии.
  • Механизм для переключения передач.
  • Мотор.

Чтобы залить масло в КПП КАМАЗа нужно использовать специальную горловину, расположенную на стенке картера, которая закрыта специальной пробкой. Снизу картера находится подушка с вкрученной пробкой для стока, которая оснащена магнитом для отлавливания металла.

Для того чтобы подготовиться к замене масла следует скрутить крышку горловины, снять заглушки слива. Если КПП оснащена делителем, то удаляется крышка из картера. После можно сливать смазку.

Как переключать передачи КАМАЗа

Для того чтобы привести машину в движение следует знать как переключать скорости КАМАЗа. Важно: начинать движение обязательно нужно на пониженной передаче; переключение должно происходить при выжатом полностью сцеплении. Схема переключения передач камаза зависит от того, какая именно коробка передач установлена на грузовике.
Универсальная схема для переключения передач на КАМАЗе:

  • Первая повышенная;
  • Вторая повышенная;
  • Третья повышенная;
  • Вторичная пониженная на четвертой скорости;
  • Переводим редуктор-делитель в положение “H” и включаем пятую;
  • Включаем повышенный режим и едем дальше на пятой скорости.

Соблюдая данную последовательность, вы сможете экономить бензин, и двигатель будет меньше нагружаться.
Для движения назад следует поставить рычаг переключения скоростей в нижнее левое положение.

Важно: не следует включать заднюю скорость во время движения, иначе трансмиссия КПП придет в негодность.

Движение в различных ситуациях

Во время движения на подъемах рекомендуется использовать только повышенные передачи. Чтобы включить вторую скорость после первой необходимо дважды выжать сцепление, нажимая одновременно педаль газа. Также, помните, что если обороты двигателя опустятся ниже 2000 оборотов минуту, то агрегат может перегреться и заглохнуть. Чтобы этого не допустить следует вовремя переключать скорости.

Множество шоферов грузовиков заглушают двигатель с целью экономии топлива, но это не считается правильным, как в случае с легковыми авто. Последствием данного действия может стать то, что руль может заблокироваться из-за выключения электроусилителя. Для того чтобы успешно преодолеть спуск следует активировать систему дополнительного торможения.

Если она включена, то не нужно выжимать сцепление и переключать скоростя.

Обледенелая дорога

Во время движения по обледенелой дороге нужно правильно использовать кпп и придерживаться некоторых правил:Необходимо иметь достаточно большой запас свободного хода, чтобы избежать аварии.Чтобы тормозить, можно использовать специальную систему остановки двигателя.

Не следует прибегать к экстренному торможению, так как блокируются все колеса КАМАЗа, приводя вас к заносу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Номер двигателя 409 где находится
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Эксперт по технике
Как собрать самодельный трактор

Закрыть