Как отрегулировать вом на мтз 82

Вом трактора мтз: конструкция и регулировка

как отрегулировать вом на мтз 82

Для того чтобы навесное оборудование могло функционировать, на тракторах устанавливают устройство, которое передает вращение от двигателя трактора присоединенной системе. Это устройство получило название вал отбора мощности или сокращенно ВОМ. Трактора МТЗ оборудованы ВОМ, установленным обычно в заднем положении, иногда в боковом.

Задний ВОМ

Задний вал представляет собой комбинированный механизм, то есть может работать в двух режимах:

  1. Независимый. При таком режиме число оборотов вала зависит от оборотов двигателя трактора. Привод, связанный через муфту с маховиком дизеля, обеспечивает две частоты работы – 540 об/мин и 1000 об/мин при оборотах двигателя выше 2100 об/мин.
  2. Зависимый (или синхронный). В данном режиме обороты вала определяются скоростью движения трактора. ВОМ в данном случае получает вращение непосредственно от КПП. Вал проворачивается на 3.5 оборота за 1 метр пройденного трактором расстояния. Соответственно, чем выше скорость движения, тем быстрее будет крутиться ВОМ.

Боковой ВОМ

Боковой ВОМ необходим, чтобы привести в действие механизмы и приспособления, которые навешены на трактор в передней или боковой частях. Конструкционно он представляет собой отдельный механизм в корпусе из чугуна, прикрепляется с помощью штифтов и болтов на левый люк КПП трактора.

Боковой ВОМ имеет только независимый привод и подключен к коробке передач.

Для включения бокового ВОМ необходимо потянуть вверх тягу, которая находится в кабине слева от сиденья тракториста. При этом поворотный рычаг сдвигает валик с поводком, а подвижная шестерня зацепляется с шестерней КПП. Боковой ВОМ работает в двух режимах: 535 об/мин и 735 об/мин. Режим переключается понижающим редуктором коробки перемены передач.

Состав ВОМ

Основными компонентами вала отбора мощности относятся 2-х скоростной редуктор, переключатель привода с независимого на синхронный и планетарный редуктор.

Главным механизмом, который отвечает за включение определенного типа привода и изменение крутящего момента является планетарный редуктор.

Планетарный редуктор

Основной его частью является водило. На ступицу водила на бронзовой втулке установлена солнечная шестеренка. В водило запрессованы втулки, на которых смонтированы три сателлита. С помощью шлицевого соединения водило зацеплено с валом. Вал оканчивается хвостовиком, с которого производится отбор мощности. Само водило охвачено коронной шестерней с валом привода, на который через муфту передается вращение.

Переключение производится с помощью рукоятки, которая находится в кабине тракториста. Поворачивая против часовой стрелки включают зависимый режим, по часовой – независимый. Для отключения ВОМ необходимо перевести поводок в среднее положение.

Редуктор располагается в корпусе заднего моста трактора.

Механизм включения ВОМ состоит из тормозных барабанов и лент и устройства привода лент. Один из тормозных барабанов установлен на водило. Другой жестко привязан к солнечной шестерне. Оба барабана могут блокироваться тормозными лентами, расположенными вокруг них.

Принцип работы заключается в следующем: рычаг включения ВОМ перемещается назад в положение «Вкл». При этом барабан солнечной шестерни тормозится и блокируется тормозной лентой, а барабан водила, наоборот, отпускается. Таким образом, сателлиты перемещаются по застопоренной солнечной шестерне, соответственно проворачивается водило и его вал.

Чтобы выключить ВОМ, необходимо перевести рычаг вперед, в положение «Выкл», и происходит зеркальный процесс. Тормозная лента стопорит барабан водила, а солнечная шестерня разблокируется. Соответственно коронная шестерня через сателлиты передает энергию на солнечную шестерню, которая вращается без какой-либо нагрузки.

Эксплуатация

Основные правила, которые необходимо соблюдать при эксплуатации ВОМ:

  • при работах, в которых не планируется использование ВОМ, тип привода необходимо переключить в нейтральное положение, а редуктор независимого привода переключить на низкие обороты;
  • зависимый привод разрешается включать только на остановленном тракторе на запущенном дизеле после включения скорости, при плавном включении сцепления;
  • независимый привод подключают при самых минимальных оборотах двигателя.

Неисправности и регулировки ВОМ

Учитывая простоту конструкции, для механизма ВОМ тракторов МТЗ не нужны специальные процедуры ТО. Наиболее подвержены неисправностям элементы управления работой ВОМ. В случае появления какого-либо из следующих признаков:

  • рычаг включения-выключения упирается в пол;
  • ход рычага излишне большой;
  • включение и выключение ВОМ требует больших усилий;

необходимо провести проверку на целостность, износ деталей, при необходимости осуществить регулировки или ремонт. Также ремонт может понадобиться в случае, если вал начал пробуксовывать.

Внешние регулировки

  1. Рычаг управления переводится в нейтральное положение и фиксируется стержнем толщиной 8 мм.
  2. С вала снимается плита и ограждение.
  3. Отворачивается крепежный болт, с хвостовика снимается стопорная пластина, затем ось проворачивается по часовой стрелке до того момента, когда будет выбран зазор между барабаном и лентой.
  4. Стопорная пластина устанавливается обратно на эксцентриковую ось и крепится болтом.
  5. После этого рычаг можно разблокировать.

Если внешняя регулировка производилась неоднократно, ось может быть повернута до упора и провернуть ее дальше не будет возможности.

В таком случае необходимо поворотом против часовой стрелки установить ее в крайнее левое положение и начать регулировку сначала.

Правильно проведенную процедуру видно, если рычаг управления не доходит до конца прорези около 3 см и четко проходит (со щелчком) через нейтральную позицию.

После ремонтных работ или замены каких-либо деталей необходимо провести внутренние регулировки:

  1. Эксцентриковая ось устанавливается в исходное положение (крайнее справа) и фиксируется пластиной.
  2. Рычаг управления типом привода в нейтральном положении стопорится стержнем толщиной 8 мм в отверстии корпуса заднего моста.
  3. Регулировочные винты необходимо затянуть с усилием 10 Нм и ослабить на 2-2.5 оборота.
  4. Рычаг включения с помощью регулировки длины тяг устанавливается в центральное положение.
  5. Регулировочным болтом добиваются расстояния 32-35 мм на рычаге управления и контргайкой затягивается.
  6. Вынимается фиксирующий стержень.

Если при отключении ВОМ его хвостовик продолжает вращаться, либо при работе наблюдается неравномерное вращение, необходимо провести регулировку тормозных лент. Регулировка производится следующим образом:

  1. Снимается крышка люка.
  2. До упора заворачиваются регулировочные болты.
  3. Установочный болт закручивается в рычаг и корпус моста.
  4. Снимается полностью механизм сервоусиления.
  5. От рычага управления отсоединяется тяга.
  6. Регулировочные болты ослабляются до тех пор, пока не получится провернуть хвостовик ВОМ вручную.
  7. Накручиванием вилки регулируется длина тяги.
  8. Тяга присоединяется к рычагу.
  9. Механизм сервоусиления устанавливается на место.

Демонтаж ВОМ

При сильном износе тормозных лент, когда регулировкой не получается добиться нужного эффекта, необходимо бывает демонтировать ВОМ для их замены.

Для этого:

  1. Снимают козырек ВОМ и колпачок хвостовика вала.
  2. Снимают крышки и выкручивают регулировочные болты тормозных лент.
  3. С помощью специальных технологических болтов выпрессовывают вал из корпуса заднего моста.
  4. Если толщина лент меньше 2.5 мм, их необходимо заменить.

Ситуации, когда появляется шум, который нарастает пропорционально увеличению крутящего момента, выбросы масла на корпус могут сигнализировать о том, что изношены шлицы вала, элементы планетарного редуктора, возможно уплотнительные манжеты потеряли эластичность или разрушились. В таких случаях также необходимо провести демонтаж ВОМ для оценки технического состояния его деталей. При обнаружении дефектов, поврежденные элементы необходимо заменить.

Источник: https://traktoramtz.com/uzly-i-agregaty/vom.html

Вал отбора мощности на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82

как отрегулировать вом на мтз 82
Вал отбора мощности МТЗ-80 (82)

:

  • Что такое ВОМ?
  • Регулировка ВОМ
  • Вероятные поломки

Регулировка ВОМ МТЗ 80 — это обязательная и регулярная процедура. Схема ВОМ обеспечивает навесное оборудование необходимым усилием, которое передаётся непосредственно от силовой установки. По сути, это комбинированное устройство, которое нуждается в регулярном обслуживании. В противном случае трактор теряет свою функциональность и отправляется в ремонт.

В этой статье, мы рассмотрим, какой ВОМ устанавливается на трактор МТЗ-80, принцип его работы, регулировку, ремонт и возможные проблемы. К слову, трактор МТЗ-82, оснащается точно таким же устройством. Поэтому схема обслуживания и ремонта ВОМ у этих двух машин идентична.

Что такое ВОМ?

Аббревиатура ВОМ расшифровывается как вал отбора мощности, который устанавливается на трактор МТЗ-80 или аналогичный ему МТЗ-82, для обеспечения привода навесных систем и агрегатов.

Хвостовик ВОМ

По способу установки, ВОМ может быть бокового или заднего типа. Самыми оптимальными являются валы отбора мощности с задним расположением. Именно они устанавливаются на большинство колёсных машин и на трактор МТЗ-80 в частности. По принципу действия ВОМ трактора МТЗ-82 может быть трёх видов:

  1. Синхронный. По-другому, такой вал называется зависимым. Обороты агрегата напрямую зависят от режима движения техники. Привод на вал отбора мощности идёт напрямую от редуктора КПП. Средняя частота вращения составляет 3,5 оборота/1 метр пути.
  2. Независимый. Такой механизм соединён непосредственно с двигателем МТЗ-82. Частота его вращения зависит от маховика двигателя, которым оснащён трактор. Кроме того, играет роль включённое или выключенное сцепление. Для МТЗ-80 частота вращения вала составляет 540 или 1000 об/мин.
  3. Комбинированный. Такой ВОМ, может работать в двух перечисленных выше режимах.

Регулировка ВОМ

Чтобы вал отбора мощности, который установлен на трактор, нормально функционировал, его необходимо периодически осматривать и регулировать. Это касается не только МТЗ-82, а вообще всех тракторов. Схема, по которой проходит регулировка, выглядит следующим образом:

  1. Ось эксцентрика устанавливается в первоначальное положение. Нанесённая риска должна быть справа и располагаться вертикально. Положение фиксируется при помощи стопорных пластин.
  2. Отсоединяется тяга.
  3. Откручиваются болты стакана с целью высвободить пружины.
  4. Демонтируется крышка лючка заднего моста. Это обеспечивает доступ к головке натяжного винта.
  5. Рычаг переводится в нейтральное положение и фиксируется болтом. Затем стопорную пластину снимают, а винт затягивают до упора. После этого болт фиксирующий рычаг можно убирать.
  6. Упорный болт заворачивается в наружный стакан.
  7. Рычаг переставляется в положение «вкл». Устанавливается тяга.
  8. Путём регулировки тяги, выставляется необходимый люфт рычага.
  9. По завершении регулировки, все детали возвращаются на свои места, тяги и крепёжные болты усиливаются контргайками.

Вероятные поломки

ВОМ, установленный на трактора МТЗ-82, может некорректно работать по следующим причинам:

При визуальном осмотре обнаружены трещины в проушинах, управляющем валике. На стакане с пружинами есть глубокие вмятины

Трактор МТЗ-80, однозначно ставится в ремонт, схема устранения неисправностей выглядит так:

  • совмещают отверстия переключающего валика и заднего моста. Сделать это можно при помощи рычага управления. Когда отверстия совпадают, в них заворачивается установочный болт;
  • ослабляется контргайка регулировочного болта, который, в свою очередь, до упора вкручивается в рычаг переключающего валика;
  • стопорный болт закручивается в стакан. Затем осторожно вынимается болт регулировки;
  • таким образом, стакан с пружинами снимается целиком. Затем его разбирают и заменяют изношенные или повреждённые детали.

Проблемы с кулачковой муфтой

В этом случае демонтируется кабина трактора МТЗ-82 и от заднего моста отсоединяется коробка передач. После этого происходит замена муфты. Ремонт этой детали нецелесообразен.

Посторонние шумы, которые издаёт задний мост

Вал отбора мощности, установленный на трактор МТЗ-80, работает рывками. Скорее всего, пришли в негодность шлицевые соединения или сточились зубья центральной шестерни. Схема проведения работ выглядит так:

Для начала необходимо демонтировать ВОМ. Вал выпрессовывают и оценивают состояние шестерни. Для этого отсоединяется задний мост и кулачковая муфта. Если визуально наблюдаются большие зазоры или шестерня свободно перемещается, вал отбора мощности необходимо отправить в ремонт. После замены вал устанавливается на место и проводится регулировка.

Хвостовик ВОМ свободно перемещается

Это означает, что ослабла фиксирующая гайка. Как и в предыдущем случае, агрегат полностью демонтируется с трактора МТЗ-82. Если есть возможность, резьба восстанавливается, а гайку затягивают до упора. Если нет, придётся разбирать всю конструкцию и проводить более трудоёмкий ремонт.

Муфта

При визуальном осмотре видны масляные подтёки на крышке вала

Это свидетельствует об износе манжеты или прокладки. В этом случае вал демонтируется и происходит замена прокладки между крышкой ВОМ и задним мостом. Если протечка идёт со стороны хвостовика, снимается кольцо стопора, выпресовывается вал и заменяются манжеты.

Трактор МТЗ-80 не выдаёт максимальной мощности при работе с навесным оборудованием

Вероятная причина в ленточных тормозах. Им нужна регулировка или полная замена. Если регулировка не помогла решить проблему, необходимо снять ВОМ с трактора и замерить толщину лент тормоза. Если толщина меньше 2,5 миллиметров, ленты заменяют.

Это говорит об износе сателлитных осей, опорных подшипников или шлицовых соединений. Оценить техническое состояние этих узлов можно только после того, как ВОМ будет снят с трактора. После этого осматриваются зубья и проверяются зазоры. Если возможен ремонт, детали восстанавливают, если нет – то заменяют.

Если демонтировался или разбирался редуктор ходоуменьшителя, понадобится проверка или регулировка ВОМ. Для этого трактор ставят на домкрат (под ведущие колёса) и проворачивается вал отбора, с поочерёдным включением передач.

При выполнении этой операции, ВОМ трактора должен быть переведён в синхронный режим. При прокручивании, зубчатые колёса шестерней должны свободно вращаться.

Источник: http://fermerznaet.com/selhoztehnika/traktor/val-otbora-moshhnosti-mtz-80-82.html

Регулировка ВОМ МТЗ 80, 1523, 82

как отрегулировать вом на мтз 82

Например, Двигатели ММЗ

Трактора МТЗ оснащаются фрикционом управления гидрофицированного типа и тормозом останова хвостовика ВОМ. В данной статье мы расскажем вам об основах регулировки ВОМ МТЗ 80, 82, 1523.

Итак, управление валом производится при помощи рычага, находящегося сбоку на пульте. Его передвижение за счет троса и тяги заставляет поворачиваться рычаг крана, управляющего масляным потоком при подведении к фрикционному и тормозному поршням.

Плавному запуску ВОМ способствует наличие демпфирующего прибора на кронштейне у входа во фрикцион.

Функции рычага ВОМ трактора

Агрегат может находиться в двух положениях:

  • Крайнее переднее свидетельствует о включении фрикциона ВОМ;
  • Крайнее заднее говорит о запуске тормоза хвостовика.

Рычаг, управляющий масляным потоком, фиксируется в двух позициях: включения тормоза (нижнее) и включения ВОМ (верхнее).

ВОМ функционирует исключительно во время работы силового агрегата, когда в трансмиссионной гидросистеме создается соответствующее давление.

Основы регулировки ВОМ МТЗ 82, 1523

Для регулирования управления задним ВОМ необходимо:

  • Поставить рычаги переключателя и крана в нижнее положение;
  • Ослабить контргайку;
  • Навинчиванием или свинчиванием вилки изменить длину тросового штока;
  • Поменять тягу за счет свинчивания со штока или навинчивания на него;
  • Добиться совмещения отверстий вилки и рычагов крана и переключателя;
  • Соединить их посредством пальцев и зашплинтовать;
  • Зажать контргайку.

Убедитесь, что рычаг переключателя при воздействии усилия до 30 Н не заедает при передвижении и четко фиксируется в обеих позициях.

Совет: перед ремонтом современной автотехники рекомендуем посмотреть видео регулировки ВОМ МТЗ, а также прочесть инструкцию.

При необходимости замените изношенные детали новыми. При покупке запчастей рекомендуем выбирать только оригинальные заводские комплектующие высокого качества. Найти все необходимое для регулировки МТЗ 80, 1523 вы можете в нашем каталоге ниже.

Благодаря широкому ассортименту и демократичных цены, вы сможете купить валы, барабаны, кронштейны и многое другое для своевременного ремонта трактора.

Наименование Артикул Ост. Цена
Барабан ВОМ (БЗТДиА) 85-4202033 5 1 240,00
Барабан ВОМ (БЗТДиА) 70-4202033 5 1 042,00
Вал заднего ВОМ (БЗТДиА) 70-4202044-Б 7 2 846,00
Вал переключения оборотов ВОМ 70-1601140-Р 168,00
Вал переключения оборотов ВОМ (ВЗТЗЧ) 70-1601140 1 365,00
Вал планетарного редуктора ВОМ (6 шлицов) (БЗТДиА) 80-4202015-А-01 1 3 994,00
Вал планетарного редуктора ВОМ (8 шлицов) (БЗТДиА) 80-4202015-А 8 3 865,00
Вал планетарного редуктора ВОМ (БЗТДиА) 1221-4202015 1 6 819,00
Вал планетарного редуктора ВОМ (мелкий шлиц) (БЗТДиА) 80-4202015-А-02 1 2 379,00
Вал привода ВОМ ведомый 70-1601021-Р 1 1 139,00
Вал привода ВОМ ведомый (ОАО МТЗ) 70-1601021Б 1 893,00
Вал привода ВОМ ведущий 70-1601026-Р 1 546,00
Вал привода ВОМ ведущий (МЗШ) 70-1601026 1 3 528,00
Вал привода ВОМ ведущий МТЗ-1523 (22з) (ОАО МТЗ) 1522-1601026 11 879,00
Валик управления ВОМ 50-2401019-Б 4 969,00
Винт регулировочный управления ВОМ Н/О 80-4216028 1 394,00
Влагомаслоотделитель с РДВ(с подогревом) (РААЗ) 25-3511110-01 6 382,00
Гайка вала привода ВОМ (БЗТДиА) 70-4202083-А 31 304,00
Гильза-поршень ЯМЗ 238Д (с турбонаддувом,без вставки) (с кольцами,ОАО ЯМЗ) 238НБ-1004005-А4 4 583,00
Гильза-поршень ЯМЗ 238Д (с турбонаддувом,со вставкой) (без колец,ОАО ЯМЗ) 238Б-1004008 1 999,00
Гильза-поршень ЯМЗ 238Д (с турбонаддувом,со вставкой) (с кольцами,ОАО ЯМЗ) 238Б-1004005 5 049,00
Диск ведомый ВОМ дм 05 (ОАО МТЗ) 80-1701375 3 1 465,00
Жгут по левому лонжерону 6430-3724327 7 045,00
Жгут по левому лонжерону 533632-3724327 1 550,00
Замок зажигания МАЗ с противоугонным устройством (ОАО АВТОАРМАТУРА) 1902.3704-01 1 032,00
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как поменять тракторные права

Источник: https://mtzrostov.ru/blog/regulirovka-vom-mtz-80-1523-82/

Как обслуживать и ремонтировать ВОМ на тракторе МТЗ-82

ВОМ на тракторе МТЗ-80 и 82, как и на любом другом тракторе — это вал, который передает вращательный момент с двигателя на различное навесное оборудование. Располагается он сзади трактора.

Ремонт вом МТЗ

Регулировка ВОМ МТЗ 80 — это обязательная и регулярная процедура. Схема ВОМ обеспечивает навесное оборудование необходимым усилием, которое передаётся непосредственно от силовой установки. По сути, это комбинированное устройство, которое нуждается в регулярном обслуживании. В противном случае трактор теряет свою функциональность и отправляется в ремонт.

: Подробный обзор универсального трактора ЮМЗ

Схема ВОМ МТЗ 80 и 82

Ниже приведем схему привода заднего вала отбора мощности для тракторов моделей МТЗ 80 и 82, и дадим её пояснение.

К главным механизмам заднего ВОМ относится: 2-х ступенчатый редуктор, переключатель типа привода, механический редуктор, переключатель зависимого или независимого типа.

Частота вращения независимого вала отбора мощности переключается с помощью муфты (5), которая установлена на шлице вала (6). И механизм который за это отвечает – шестигранник, он расположен в нижней крышке цельного корпуса сцепления.

Привод задается путем переключения кулачковой муфты вала (11) с помощью рычага (18), он расположен на полу кабины.

Рычаг (18) имеет 3-ри положения: поворот по часовой – зависимый тип, против – независимый, среднее положение – нейтрально. Помните не синхронный тип нужно включать только при неработающем двигателе или самой минимально частоте вращения коленвала, а синхронный только при остановленном тракторе.

Планетарный редуктор ВОМа МТЗ 82 и 80

Данный механизм является одной из важных составляющей, поэтому на его конструкции остановимся подробнее.

данный механизм предназначен для управления валом отбора мощности и имеет передаточное число 1,47. Его составляющие: ведущая коронка (17), сателлиты (18), солнечное зубчатое колесо (19). Сателлиты устанавливают на оси (16), которые запрессованы в расточку водилы.

По особому заказу, завод может изготовить вал (15) составным, т.е. в его задний конец можно вставить специальные хвостовики (25) с 8-ю (для 540 об/мин) или 21-о (для 1000 об/ми) шлицами, для различных орудий.

Сам же планетарный редуктор управляет двумя тормозами ленточного типа.

Как видите схема довольно проста к восприятию.

Боковой вал отбора модности моделей 80 и 82

Ниже приведем схему бокового вала отбора мощности для данных моделей тракторов.

В данной случае все еще проще, через подвижное зубчатое колесо (2), осуществляется привод, сама же шестерня перемещается по шлицам с помощью поводка (6). Включение бокового вала осуществляться только пи выключенном сцеплении при помощи тяги 3.

Обслуживание ВОМ

Техническое обслуживание ВОМ трактора МТЗ-80(82) это регулярная смазка трансмиссионным маслом, периодическая регулировка (о ней ниже), внешний осмотр резьбовых соединений, крышки и хвостовика на наличие подтеков масла.

Во время эксплуатации трактора и самого вала всегда обращайте внимание на положение рычага управления, он не должен упираться в полик кабины.

При увеличении хода или усилия на рычаге произведите регулировку ВОМ.

ВОМ МТЗ, Вал отбора мощности МТЗ

В этой статье, мы рассмотрим, какой ВОМ устанавливается на трактор МТЗ-80, принцип его работы, регулировку, ремонт и возможные проблемы. К слову, трактор МТЗ-82, оснащается точно таким же устройством. Поэтому схема обслуживания и ремонта ВОМ у этих двух машин идентична.

При максимальной нагрузке на трактор слышится посторонний шум

Это говорит об износе сателлитных осей, опорных подшипников или шлицовых соединений. Оценить техническое состояние этих узлов можно только после того, как ВОМ будет снят с трактора. После этого осматриваются зубья и проверяются зазоры. Если возможен ремонт, детали восстанавливают, если нет – то заменяют.

Если демонтировался или разбирался редуктор ходоуменьшителя, понадобится проверка или регулировка ВОМ. Для этого трактор ставят на домкрат (под ведущие колёса) и проворачивается вал отбора, с поочерёдным включением передач.

При выполнении этой операции, ВОМ трактора должен быть переведён в синхронный режим. При прокручивании, зубчатые колёса шестерней должны свободно вращаться.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожие

Поделитесь в соц.сетях:

Источник: https://arendavlg.com/traktory/val-otbora-moschnosti-na-traktorah-mtz-80-i-mtz-82.html

Вал отбора мощности тракторов МТЗ: энергию — в правильное русло

В тракторах МТЗ обязательно есть важный узел, позволяющий использовать разнообразное навесное и прицепное оборудование — вал отбора мощности (ВОМ). О том, зачем нужен этот узел, какие типы ВОМ бывают, как они устроены и как работают, а также об их техническом обслуживании и ремонте читайте в статье.

Назначение и типы ВОМ, используемых на МТЗ

Вал отбора мощности (ВОМ) — механизм трансмиссии, посредством которого осуществляется отбор крутящего момента от силового агрегата с последующей его передачей на внешний механизм. С помощью ВОМ осуществляется привод навесных и прицепных машин, а также и автономных агрегатов различного назначения. Именно наличие вала отбора мощности делает трактор по-настоящему универсальной машиной, которую можно эффективно применять в самых разных сферах.

Тракторы Минского завода обязательно оснащаются ВОМ, причем по месту установки эти агрегаты делятся на передние, боковые и задние. Самое широкое распространение имеют валы с задним расположением, так как это позволяет эксплуатировать с трактором разное навесное и прицепное оборудование. Боковое и переднее расположение ВОМ встречается значительно реже.

На МТЗ используются комбинированные ВОМ, имеющие два типа привода:

— Синхронный — в этом режиме угловая скорость вала прямо пропорциональна скорости движения машины. Это достигается подключением ВОМ непосредственно к КПП;
— Независимый — в этом режиме угловая скорость вала зависит только от частоты вращения коленчатого вала дизеля. Это достигается подключением ВОМ к маховику двигателя в обход КПП.

В первом случае хвостовик ВОМ вращается со скоростью 3½ оборота на метр пройденного данным трактором расстояния. Во втором случае вал вращается с фиксированной частотой 540/545 или 1000 об/мин при частоте вращения коленвала дизеля 2100 об/мин.

ВОМ всех агрегатов МТЗ принципиально одинаковы и в целом имеют не слишком сложную конструкцию.

Общее устройство ВОМ и его место в трансмиссии

Вал отбора мощности любого трактора МТЗ состоит из следующих механизмов и агрегатов:

— Планетарный редуктор управления — это собственно и есть вал; — Переключатель для выбора типа привода;

— Редуктор для переключения скоростей независимого привода (2-х ступенчатый на 540/545 и 1000 об/мин).

Планетарный редуктор — основная часть ВОМ, именно из редуктора выходит шлицевой хвостовик, к которому подключается оборудование и механизмы. В случае заднего расположения ВОМ редуктор располагается непосредственно в корпусе заднего моста.

Передний ВОМ выполняется в виде отдельного агрегата, располагаемого в передней части трактора, но он имеет такой же привод, как и задний.

В боковом ВОМ планетарного редуктора нет, обычно это несложный редуктор, который монтируется в левой части КПП и имеет привод от ее шестерен.

Переключатель, обеспечивающий выбор типа привода вала, включает в себя зубчато-кулачковую муфту, расположенную на ведущем валу планетарного механизма, и рычаг, передвигающий муфту по данному валу. Рычаг выходит в пол кабины, он может устанавливаться в три положения — нейтральное, синхронный привод и независимый привод. Муфта удерживается в выбранном положении с помощью пружинного фиксатора.

Редуктор для переключения скоростей независимого привода ВОМ монтируется непосредственно в корпусе сцепления трактора, он построен на двух парах шестерен и муфты переключения скоростей. Выбор скорости вращения вала отбора мощности осуществляется поводком, который перемещает зубчатую муфту в то или иное положение. Поводок располагается на корпусе КПП, поэтому переключение скоростей вращения ВОМ непосредственно из кабины невозможно.

Ключевым механизмов ВОМ является планетарный редуктор, о котором следует рассказать подробнее.

Конструкция и работа планетарного редуктора ВОМ тракторов МТЗ

Планетарный редуктор ВОМ решает две задачи:

— Изменяет крутящий момент — имеет передаточное число 1,47. Это обеспечивает достижения нужной частоты вращения вала на оптимальных режимах работы двигателя;
— Обеспечивает управление ВОМ — попросту говоря, его включение и выключение.

Планетарный редуктор имеет несложное устройство. Его основу составляет водило, на ступице которого подвижно (на втулке из бронзы, которая играет роль подшипника скольжения) устанавливается солнечная шестерня. На втулках, запрессованных в водило, монтируется три сателлита.

Водило имеет жесткое шлицевое соединение с валом, от хвостовика которого осуществляется отбор мощности.

Водило охватывает коронная шестерня, соединенная с сателлитами, в передней части этой шестерни располагается вал привода планетарного механизма, на нем располагается муфта переключения типа привода.

В редукторе предусмотрен механизм управления, который состоит из двух тормозных барабанов и тормозных лент, а также и механизма регулировки и привода лент. Один барабан жестко связан с водилом редуктора, второй — с солнечной шестерней. Оба барабана охвачены тормозными лентами, один конец которых жестко зафиксирован на предусмотренной для этого оси, а второй может перемещаться, блокируя или освобождая барабаны.

Свободные концы лент соединены с вертикальными тягами (они же выполняют роль регулировочных винтов), которые, в свою очередь, соединены с валиком управления. Этот валик с помощью рычага и механизма усиления (стакан с пружиной) может поворачивается, в результате чего одна тяга всегда поднимается, а другая опускается — это похоже на действие качелей. При поднятии тяги связанная с ней лента затягивается и блокирует барабан, при опускании — лента освобождает барабан.

Работает механизм следующим образом. При необходимости включить вал рычаг устанавливается в заднее положение («Вкл.»), это затягивает тормозную ленту на барабане солнечной шестерни и одновременно освобождает ленту на барабане водила. В такой конфигурации при вращении коронной шестерни сателлиты прокатываются по заблокированной солнечной шестерне, в результате вращается водило и связанный с ним вал.

При необходимости выключить ВОМ рычаг переводится вперед, в результате тормозной барабан водила блокируется лентой, а барабан солнечной шестерни освобождается. При такой конфигурации крутящий момент от коронной шестерни посредством сателлитов передается на солнечную шестерню, она свободно вращается и не совершает никакой работы.

Особо отметим, что на ВОМ может устанавливаться два типа сменных хвостовиков:

— На 8 шлицев — для работы с агрегатами со скоростью вращения вала 540–545 об/мин;
— На 21 шлиц — для работы с агрегатами со скоростью вращения вала 1000 об/мин.

Хвостовик устанавливается на вал в зависимости от типа агрегатируемого оборудования, его фиксация осуществляется специальным стопорным кольцом.

Вопросы эксплуатации, ТО и регулировок механизма

При эксплуатации вала необходимо соблюдать ряд простых правил:

— Независимый привод включается на запущенном двигателе при минимальных оборотах; — Синхронный привод включается на запущенном двигателе на включенной скорости и после включения сцепления (причем оно должно включаться плавно);

— Если ВОМ не используется вовсе, то рычаг управления типа привода должен устанавливаться на нейтраль, а поводок редуктора независимого привода переводится на 545 об/мин.

ВОМ МТЗ обладает надежной конструкцией, так что он не нуждается в специальном ТО. Располагаясь в картере заднего моста, механизм вала обеспечивается смазкой трансмиссионным маслом, а значит не нуждается в специальной смазке. Однако обслуживания и периодических регулировок требует механизм управления работой вала. Его ТО сводится к проверке резьбовых соединений и состояния деталей (на предмет их деформаций, трещин и т.д.). А о необходимости регулировок говорит несколько признаков:

— Рычаг управления ВОМ в положении «Выкл.» упирается в пол кабины трактора; — Рычаг управления ВОМ имеет увеличенный ход;

— Для перевода рычага управления ВОМ требуется прилагать повышенное усилие.

Порядок регулировки механизма управления подробно прописан в соответствующей инструкции, причем эта работа в разных моделях тракторов имеет свои особенности, так что здесь мы рассматривать этот вопрос не будем. Однако следует обратить внимание, что откладывать регулировку ни в коем случае нельзя, так как неправильная работа механизма управления может привести к аварийной пробуксовке ВОМ и другим серьезным проблемам.

С течением времени детали ВОМ изнашиваются, что проявляется повышением уровня шума при работе вала, а также ухудшением его работы, прерывистой работой и т.д. Наиболее часто проблемы связаны с поломкой зубцов шестерен, поломкой подшипников и износом тормозных лент.

В любом случае планетарный редуктор ВОМ снимается с трактора, разбирается и дефектуется. Ленты толщиной менее 2,5 мм, шестерни с поврежденными зубцами, неисправные подшипники и другие детали заменяются.

После установки отремонтированного ВОМ производится регулировка его механизма управления, а также обкатка трансмиссии трактора.

При регулярном обслуживании, правильной эксплуатации и своевременном ремонте ВОМ трактора МТЗ будет работать надежно и качественно, обеспечивая выполнение самой сложной работы.

Еще в этом разделе

Источник: http://www.autoopt.ru/articles/products/11585311/

Как отрегулировать вал отбора мощности МТЗ-80? Регулировка ВОМ МТЗ-80 своими руками.. Статьи компании «ООО Гидро-Максимум»

21 сент. 2018

Регулировка ВОМ МТЗ-80 проводится не только в специализированных мастерских, но и своими руками. Это намного удешевляет процесс, особенно если вы имеете соответствующе навыки и разбираетесь в особенностях технического оснащения узла. Рассмотрим особенности этой процедуры. 

Первый этап регулировки вала отбора мощности

Регулировка МТЗ-80 проводится в следующей последовательности (здесь указанные цифры соответствуют номерам, указанным на чертеже).

Этапы работ:

  • Эксцентриковая ось устанавливается в исходную позицию таким образом, чтобы лыска «В» располагалась в вертикальном положении с правой стороны. Ее необходимо зафиксировать стопором 17 и болтом 16.
  • Далее отсоединяют тягу 4.
  • Выкручивают болт 9, освобождая при этом пружину 6. В целях безопасности при выворачивании болта 9 следите за тем, чтобы стакан 7 постоянно контактировал с посадочным местом до момента полного разжимания пружины.
  • Снимают крышку люка на заднем мосту, получив доступ к винтам 13.
  • Закрепите рычаг 11 в нейтральном положении при помощи болта М10*60 либо стержень 10, диаметром 8 мм. Его вставляют в гнездо на рычаге и соответствующее отверстие на заднем корпусе.

Дальнейшая регулировка ВОМ МТЗ-80

Далее операция проводится следующим образом:

  • Демонтируется стопорная пластина 26, вкручиваются винты 21 с усилием 10 кгс, после чего каждый элемент отвинчивается на пару оборотов.
  • Болтовой стержень 10 удаляется, освобождая рычаг 11 в исходной позиции для коррекции.
  • Болт 9 необходимо закрутить посредством направления его носовой части в углубленную часть стакана 7 до размера «А» 26 мм.
  • Переводят рычаг 11 в позицию «Вкл».
  • Тягу 4 устанавливают путем регулировки с аналогом 15 до момента совпадения зоны качания рычага 1 в средней части прорези пульта управления.
  • По окончании работ ставят на место стопор 26, крышку люка, законтрагаивают тяги 4 и 15 вместе с болтом 9.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как поменять масло в мотоблоке

На схеме указаны остальные позиции:

Особенности ВОМ МТЗ-80

Дополнительно при регулировке ВОМ МТЗ-80 своими руками может потребоваться корректировка ленточных тормозов. Если:

  • Наблюдается пробуксовка ВОМ.
  • При переключении контрольный рычаг 1 упирается во фронтальную либо заднюю часть прорези пульта управления.
  • Усилие на элементе 1 превышает 15 кгс.
  • Имеется нечеткая фиксация рычага 1 в крайних позициях либо при включении и выключении.

Настройка ленточных тормозов

Эта операция части регулировки ВОМ МТЗ-80 выполняется методом внешней корректировки, а именно:

  1. Устанавливают рычаг 11 в нейтральную позицию, фиксируют его в этом положении, посредством ввода стержня 10 в предусмотренные отверстия.
  2. Болт 16 выкручивают, пластина 17 демонтируется со шлицевой хвостовой части на оси 15.
  3. Специальным ключом поворачивают эксцентрик 15 по часовой стрелке до подходящего зазора между тормозной лентой и рабочим барабаном (проверить положение можно вручную, если хвостовик не проворачивается – значит, выбрана нужная позиция).
  4. Пластина и болт устанавливаются на место.
  5. Из рычага убираются фиксаторы.
  6. Регулировку лент ВОМ МТЗ-80 можно считать завершенной.

На что обратить внимание при регулировке ВОМ ?

После проведения внешних регулировок несколько раз ось 15 может принять крайнюю левую позицию. Это свидетельствует об израсходовании запаса наружной корректировки. Для нормализации ситуации эксцентрик поворачивают против часовой стрелки до исходной позиции. Затем производят регулировку ВОМ МТЗ-80 способом, указанным выше.

Если все манипуляции произведены правильно, рычаг 1 в позиции «Вкл.» и «Выкл.» не должен доходить до края прорези пульта менее чем 30 миллиметров, при этом переход в нейтраль должен быть четким.

На некоторых модификациях тракторов регулировка ВОМ МТЗ-80 осуществляется без механизма внешней корректировки, в связи с его отсутствием. При этом рассматриваемая операция производится аналогичным способом, указанным выше, только после ремонта или сборки на заводе. На моделях с малогабаритной кабиной индекс «Б» составляет 50-60 миллиметров.

Эффективность тормозной системы и отсутствие пробуксовки зависит исключительно от пружинного приспособления. Особенно это касается наличия свободных рабочих участков и агрегирующих с ними рычагов. Пробуксовка ВОМ свидетельствует о том, что пружины либо рычаги встречают добавочное сопротивление при их передвижении без достаточной смазки в механизмах.

Регулировка ВОМ МТЗ-80 своими руками

Необходимо в период эксплуатации внимательно наблюдать за изменением положения рычага вала отбора мощности, не допуская упора элемента в пол кабины, иначе могут возникнуть пробуксовки в аварийном режиме. Дополнительными симптомами необходимости проведения корректировки считается увеличенный ход контрольного рычага и возрастающее давление при активации позиции «Вкл.» и «Выкл.», а также наоборот.

Регулировка ВОМ МТЗ-80 выполняется в следующей последовательности:

  • Совмещают отверстия на резьбовом отверстии корпуса и аналог на рычаге, после чего его необходимо зафиксировать при помощи стержня.
  • Снимают крышку, до отказа закручивают регулировочные винты (усилие – 8-10 Н/м), после чего ослабляют их на 2-3 оборота.
  • Контролируют легкость вращения обслуживаемого узла путем вращения рукой шлицевого хвостовика.
  • Соединяют тягу с рычагом при помощи пальца цилиндрической формы, хорошо шплинтуют.
  • Устанавливают стакан в сборе с пружиной в углубление резервуара, пока не будет наблюдаться легкое вращение стопорного болта. Усилие сжатия пружины со стаканом – не менее 200 кгс.
  • Производится фиксация сборки в сжатом состоянии посредством болта, который вкручивается в гайку, приваренную к крышке.
  • Винт выворачивают до момента свободного передвижения стакана пружинного механизма по отношению к его крышке.
  • Надежно фиксируют болт в рычаге путем контргайки.
  • Корректируются тяги таким образом, чтобы расстояние от рычага до нижней кромки кабины составляло 50 миллиметров во включенном режиме.

Ремонт

Трактор МТЗ-80 для регулировки ВОМ в любом случае ставится на ремонт при наличии трещин и вмятин на проушине, стакане или валике. Устраняют неполадку следующим образом:

  • Совмещают гнезда валика переключения и заднего моста при помощи контрольного рычага. После совпадения отверстий они фиксируются посредством установочного болта.
  • Контргайка ослабляется, а упорный винт вкручивается в рычаг переключающего валика до предела.
  • Стопорный болт завинчивается в стакан, после чего аккуратно вынимается регулировочный аналог.
  • После этого демонтируется стакан с пружинами, далее его разбирают и меняют негодные детали.

Прочие неисправности

  1. Неполадки с кулачковой муфтой. При этой неисправности демонтируется кабина, от заднего моста отсоединяется узел передач. Затем производится замена элемента, поскольку его ремонт не имеет никакого смысла.
  2. Когда отключают ВОМ МТЗ-80? Скрежет – регулировка в этом случае выполняется с одновременной заменой сточенных зубьев центральной шестерни либо шлицевых соединений. Для этого сначала снимают вал отбора мощности путем выпрессовки, после чего оценивается состояние элемента. При наличии неисправностей в виде увеличенных зазоров или разбалтывания детали отправляют на ремонт.
  3. Что делать, если хвостовик вала отбора мощности свободно перемещается? Это свидетельствует об ослаблении фиксирующей гайки. Необходимо полностью демонтировать узел, после чего восстановить резьбу и затянуть гайку до упора. Если это невозможно сделать, осуществляют разборку всей конструкции с проведением трудоемкого ремонта.

Источник: https://hydro-maximum.com.ua/a350174-kak-otregulirovat-val.html

Как отрегулировать ВОМ на МТЗ 80 — Спецтехника

Для чего необходим вал отбора мощности? Как его отрегулировать и какие неполадки встречаются чаще всего?

Для качественной работы любого навесного оборудования на белорусских тракторах марки МТЗ — 80, 82 одного наличия этих «навесов» мало, а точнее, просто недостаточно.

 Чтобы привести навесное оборудование в действие и заставить его двигаться (работать), выполняя своё функциональное предназначение, на тракторную технику устанавливается вал отбора мощности (ВОМ), занимающий в основном заднее (гораздо реже, боковое) расположение.

Будучи изделием комбинированным, вал отбора мощности может быть как зависимым — синхронным с движением самого трактора, так и независимым — повторяющим количество вращений дизельного двигателя. Последний, что не сложно предположить, тесно связан при помощи маховика с дизельным агрегатом и приводится в действие даже на холостом ходу трактора Беларусь.

Принцип действия ВОМ двух вариантов

Привод независимого вала отбора мощности двухскоростной, всего с двумя частотами вращения (на 540 оборотов в минуту и на 1000), при стандартной частоте вращения самого дизельного двигателя от 2100 оборотов в минуту.

Синхронный (зависимый) привод подключается непосредственно к ведущей шестерёнке на второй ступени редуктора КПП трактора МТЗ, что заставляет вал отбора мощности вращаться со скоростью 3,5 оборота на 1 метр пути, обусловленного движением трактора.

Подробное схематичное устройство заднего ВОМ на трактор МТЗ — 80, 82

Задний вал отбора мощности трактора МТЗ-82:

1 — пружина; 2 — стакан; 3 — тяга; 4 — контргайка; 5 — упорный болт; 6 — рычаг валика управления; 7-стопорный болт; 8 — гайка; 9 -валик управления; 10 и 11 — регулировочные винты; 12 и 14 — тормозные ленты; 13 — барабан включения; 15 — вал; 16 — ось сателлита; 17 коронная шестерня; 18 — сателлит; 19 — солнечная шестерня; 20 — водило в сборе с тормозным барабаном; 21 — вал коронной шестерни; 22 — муфта переключения привода; 23 — ролик; 24 — стопорное кольцо; 25 — сменный хвостовик.

Возможные неполадки

Как и любая электромеханическая техника вал отбора мощности периодически ломается или выходит из строя по причине истечения срока эксплуатации.  Основными типами поломок бывают:

  1. Пробуксовка вала.
  2. Управляющий валом рычаг упирается в переднюю или заднюю часть пульта управления.
  3. Отсутствие щелчка при переходе с нейтрального положения, и появление при этом значительного усилия.
  4. Превышение усилия в 150 Н на рукояти управления.

В этих случаях необходимо проводить подготовительную (внешнюю) регулировку, регулировку всего управления (при ремонте ВОМ), либо регулировку муфты педали сцепления, а также менять некоторые детали на новые.

Подготовительная (внешняя) регулировка

Порядок подготовительной регулировки прост, но имеет свой лимит запаса, после чего порядок действий несколько меняется.

  1. Установив рычаг в нейтральное положение, нужно зафиксировать его 8 мм стрежнем.
  2. Снять с вала плиту и ограждение.
  3. Открутив крепёжный болт, снять с торца эксцентриковой оси стопорную пластину, провернув саму ось по ходу часовой стрелки до совпадения зазора между барабаном и тормозной лентой. Для проворачивания оси потребуется ключ на 13.

Внимание: Если лимит запаса регулировки превышен, то ось не остановится в необходимой точке. Тогда её вращение необходимо производить против часовой стрелки и лишь после совмещения зазоров выполнять дальнейшие (нижние) пункты регулировки.

  1. При помощи стопорного болта поставьте пластину.
  2. Удалите стопорный стержень из рычага.

При точном выполнении подготовительной регулировки рукоять будет стоять на Вкл/Выкл не более, чем на 30 мм от пазов пульта управления. К тому же, появится щелчок при переходе с нейтрального положения.

Основная регулировка (при ремонте вала)

При полном или частичном выходе вала из строя, в связи с истечением эксплуатационного срока, требуется после ремонтная регулировка. Осуществляется это действие в следующем порядке:

  1. Установив эксцентриковую ось в крайнее правое положение, зафиксируйте её болтом и пластиной.
  2. Обязательно повторите действие пункта 1. из подготовительной регулировки.
  3. Закрутив винты регулировки до 10 Н*м, отпустите их после закручивания на 2 — 2,5 оборота.
  4. Вкручивая в рычаг болт регулировки до 32 — 35 мм, зафиксируйте его положение контргайкой.
  5. Из заднего моста и рычага вытащите вспомогательный стержень.

Дополнительные установки

На заказ иногда выполняют установку дополнительного оборудования, например, монтаж ходоуменьшителя на трактор, что способствует более качественной работе вала. Установка производится следующим образом:

  1. Из КПП сливается масло.
  2. Сборный механизм муфты сцепления отсоединяется.
  3. С коробки передач снимается левая крышка.
  4. При необходимости создаётся прорезь для установки ходоуменьшителя.
  5. С шестерёнки первой передачи и реверса из канавки в шпицевом валу выводится стопорное кольцо, освобождая пространство для перемещения шестерёнки в направлении оси.
  6. На левый люк КПП ставится ходоуменьшитель и затягивается семью крепёжными болтами. Под шляпки болтов устанавливаются шайбы (лучше медные).
  7. Производится точная обратная сборка и заливается масло в КПП.

Источник: https://st-logistika.com/kak-otregulirovat-vom-na-mtz-80/

Вал отбора мощности МТЗ 82(80): регулировка, схема и неисправности

Универсально-пропашные тракторы МТЗ 80, МТЗ 82 используют для выполнения широкого спектра механизированных работ, включая агрегатирование с различными активными, навесными, прицепными специализированными механизмами. Для передачи мощностей от трактора к используемому оборудованию, техника вышеуказанной марки, оснащена валами обора мощности.Привод осуществляется от шлицевых наконечников,  соединяющихся соответствующими муфтами с агргатируемыми машинами.

Работа косилки от заднего ВОМ МТЗ 82

Устройство заднего ВОМ МТЗ 80.

Механизм ВОМ входит  состав трансмиссии трактора, вращение которого осуществляется от маховика двигателя или от КПП машины.

Планетарный редуктор ВОМ

В конструкцию ВОМ входит планетарный механизм включения, функция которого заключается во включении и передачи вращения на соединительный шлицевой вал. Редуктор находится в задней части картера заднего моста трактора. В заказных конструкциях планетарного редуктора вал 23 делают универсальным, составным со сменными хвостовиками с 8-ю для скорости вращения 540 об./мин. или 21-м шлицом со скоростью 1 тыс. об./мин. вращения ВОМ.

Редуктор управляется двумя фрикционными лентами 12 и 10 (на рис.). Одна тормозная лента стоит на барабане водила, другая на барабане связанным с солнечной шестернёй через шлицевую муфту.

Рычаг включения находится по правую сторону водителя и имеет два положения: рычаг вперёд — «ВОМ выключен», рычаг назад — «ВОМ выключен». Движение от рычага передаётся тягами к пружинному усилителю, связанному через рычаг с осью управления фрикционными лентами.

В процессе работы нужно обращать внимание, чтобы не было упора рычага включения в пол кабины. Это позволит избежать буксования механизма.

 Режимы работы заднего ВОМ и переключение скорости вращения

Кулачковая муфта 20 выполняет функцию переключения режимов работы ВОМ (синхронный — независимый) и передачи вращения на редуктор включения.

Независимый режим

В независимом режиме муфта получает вращение от вала, проходящего через пустотелый промежуточный вал КПП, который передаёт вращение маховика двигателя через двухскоростной редуктор, размещённый в картере промежутки. Включение независимого режима осуществляют на малых холостых оборотах или при заглушённом двигателе рычагом управления кулачковой муфты. При переключении на заглушённом двигателе для совпадения шлицов муфты, проворачивают шлицевой приводной вал заднего ВОМ от руки.

Синхронный режим

В синхронном режиме муфта работает с ведущей шестернёй второй ступени КПП трактора при работающей трансмиссии. Частота вращения зависит от скорости движения и составляет 3,5 оборота вала на метр пути. Режим включают при работающем дизеле, после включения передачи и плавном соединении сцепления.

Рычаг переключения режимов работы ВОМа находится у основания сидения водителя. При повороте рычага в крайнее левое положение включается — «синхронный», в правую — «независимый» режим работы. Среднее положение — «нейтральное». Выбранная позиция рычага удерживается фиксатором.

Изменение скорости независимого режима ВОМ осуществляется при заглушённом двигателе, через поводок, установленный в нижней части корпуса промежутки трактора связанный тягой со скользящим блоком шестерней. Поворот поводка по часовой стрелке включает скорость 540 об./мин. в обратную сторону —  1 тыс. об./мин. Положение поводка фиксируется пружинно-шариковым замком, установленным на вилке переключения.

Боковой ВОМ                              

Боковой ВОМ, устанавливается для  привода механизмов, навешиваемых на переднюю навеску или с боку трактора.Отдельный корпус редуктора независимого «Бокового ВОМ» крепится к люку с левой стороны картера коробки передач МТЗ 80(82). Привод осуществляется от ведомой шестерни первой передачи и заднего хода. Приводной вал имеет стандартный восьми шлицевой наконечник и закрывается защитной крышкой.

Редуктор бокового ВОМ МТЗ 82 (80)

Рычаг включения «Бокового ВОМ» находится над полом по левую сторону места водителя. Включение осуществляется перемещением рычага 1 вверх, при этом тяга 2 поворачивает рычаг и валик с поводком, передвигая шестерню на шлицах вала 7, вводя шестерню 4 в зацепление. «Боковой ВОМ» включается при выключенном сцеплении.

Переключением понижающего редуктора получают две скорости вращения вала 535 и 735 об/мин в независимом режиме.

Синхронный привод «Бокового ВОМ» используют на тракторах хлопковой модификации МТЗ 80Х. Привод осуществляется редуктора от ведущей шестерни конечной передачи заднего моста.

Если на тракторе установлен стояночный тормоз, боковой синхронный вал устанавливают только слева. Монтаж отдельного редуктора осуществляют к кожухам тормозов заднего моста. Включение производится с помощью шлицевой муфты. Рычаг управления выведен в кабину.

Приводные синхронные валы установлены перпендикулярно оси движения трактора.

Неисправности ВОМ

1 Невозможность переключение режимов — причина износ кулачковой муфты. В этом случае отсоединяют коробку передач от механизма заднего моста и заменяют изношенные детали.
2 Если вал продолжает вращение после выключения или нарушается стабильность частоты вращения ВОМ во включённом положении, в таких случаях производят регулировку или замену тормозных лент.

3 Затруднительное включение или невозможность включения свидетельствует о поломке пружинного усилителя включения. Устраняют заменой пружины.

Обращаем внимание, что с целью исключения травматизма, демонтаж и установка пружинного усилителя делается в строгой последовательности:

  • Переводят рычаг включения в положение, при котором совпадут отверстия на рычаге и корпусе заднего моста.
  • В отверстия заворачивается болт для фиксации рычага.
  • Откручивается контрольная гайка 4 на регулировочном болте 5 стакана 2 усилителя, и болт заворачивается на всю длину резьбы, максимально сжимая пружину 1.
  • Закручивается фиксирующий пружину стопорный болт в корпусе стакана.
  • Зафиксировав пружину, выворачивают регулировочный болт и снимают усилитель. Используя пресс, разбирают стакан и заменяют неисправные детали.
  • Сборку и установку узла осуществляют в обратном порядке.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как чистить снег мотоблоком

Планетарный редуктор заднего ВОМ МТЗ

4 Появление гула и шума при работе ВОМ свидетельствует об износе подшипников и деталей планетарного редуктора. Для устранения поломки демонтируют редуктор из корпуса заднего моста и производят полную разборку узла с последующей дефектацией и заменой деталей.

Регулировка.

Регулировка фрикционных лент редуктора  ВОМ и рычага включения осуществляется в следующем порядке:

  • Ось переключения фиксируют совмещением отверстий на рычаге и корпусе заднего моста 7 трактора болтом 5 м10х60 мм.
  • Отсоединяют пружинный усилитель от рычага (соблюдая вышеперечисленный порядок демонтажа), предварительно сжав пружину болтом и зафиксировав её в сжатом состоянии стопорным болтом 1, ввёрнутым в отверстие стакана корпуса 2 усилителя.

Привод управления ВОМ МТЗ 82(80)

  • Регулировочные винты 8 лент заворачиваются до упора без излишнего усилия, затем отпускаются на полтора оборота. При этом хвостовик ВОМа должен свободно вращаться от усилия руки. Если вращения затруднительно винты отворачивают ещё на «пол-оборота».
  • Положение винтов фиксируется пластиной в крышке, закрывающей регулировочный люк.
  • Соединяя рычаг с вилкой, регулируют положение от нижней плоскости пола кабины до вилки рычага управления. Во включённом положении расстояние должно быть — 45-50 мм. Шарнирные вилки на резьбе рычага фиксируются контрольными гайками.

Вывод заднего ВОМ на переднюю навеску трактора.

Для привода оборудования МТЗ 82, навешиваемого на переднюю навеску, используют дополнительный комплект деталей и узлов для вывода вращательного момента от заднего ВОМ.

В состав комплекта входит:

  •  Дополнительный редуктор, который крепится к корпусу заднего ВОМ и преобразует вращение от приводного хвостовика в сторону передней навески под картером заднего моста.
  •  Система кронштейнов и крепежей для переоборудования задней навески, обеспечивающих место для монтажа дополнительного редуктора.
  •   Система промежуточных опор и крепежей для установки карданного вала.
  •   Карданный вал, передающий вращение от фланцевой муфты доп. редуктора на переднюю навеску.

Детали комплекта крепятся в штатные отверстия на корпусе картера трансмиссии и рамы трактора МТЗ 82 (80).

Преобразующий редуктор для заднего ВОМ МТЗ Карданная передача привода переднего ВОМ МТЗ 82 с опорами Кронштейн передней опоры переднего ВОМ МТЗ Передняя опора и приводной вал ВОМ передней навески

Практические советы по использованию.

Конструктивные особенности приводных валов используемых машин часто имеют характер открытых, активно-вращающихся частей. Для исключения травматизма и аварийных поломок при работе с приводными машинами следует быть  внимательным и учитывать следующие аспекты и правила:

  1. Агрегатируемая машина с трактором должна быть в исправном техническом состоянии.
  2. Использовать машину нужно строго по назначению в соответствующих требованиям условиях. Во время подготовки к работе ВОМ нужно убедиться в соответствии шлицов хвостовика вала и соединительной муфты привода используемой машины (8 шлицов или 21). При несоответствии нужно заменить хвостовик вала.
  3.  Проверить наличие и надёжность крепления защитных кожухов, вращающихся частей приводной машины, регулировку предохранительных муфт и исправность карданных сочленений привода.
  4. Монтаж привода производят непосредственно на месте использования агрегата.Фиксация соединения делается специальным стопорным болтом при совпадении выточки на шлицах вала и отверстия соединительной муфты карданного привода агрегатируемой машины.
  5. Маршрут и радиус поворота должен соответствовать конструктивным особенностям агрегата.
  6. Во избежание перегрузок конструкций агрегата, выбор скорости движения, глубины обработки, ширины захвата, режима работы агрегата должен соответствовать нормам и требованиям.
  7.  Отсоединение делают после полной остановки вала в нейтральном положении рычага переключения режимов привода и выключенном ВОМ.

При оптимальном балансе оборотов двигателя и нагрузки достигается значительное снижение расхода топлива на единицу объёма проделанной работы агрегатом.

Если агротехнические и технологические условия выполнения работ не ограничивают скорость движения агрегата, передачу подбирают, руководствуясь оптимальной нагрузкой без признаков перегрузки трактора и механизмов используемой приводной машины.

Работая с энергоёмкими машинами при недостаточной мощности двигателя, в ситуации неполной загрузки производительности агрегата на скоростях выше 7 км/час — применяют понижающий редуктор КПП.

Источник: https://vseomtz.ru/bez-rubriki/val-otbora-moshhnosti-mtz-82

Регулировка вала отбора мощности — Руководство по эксплуатации МТЗ 952 — Продажа тракторов и спецтехники

В эксплуатации регулировку тор­мозных лент ВОМ производите в случае, если:

  1. ВОМ пробуксовывает.
  2. При переключении рычаг управ­ления ВОМ упирается в перед­нюю или заднюю часть паза пуль­та управления.
  3. При переходе через нейтральное положение нет щелчка или повы­шенного усилия..
  4. Усилие на рукоятке управления (1) превышает 150Н.

Порядок проведения внешней подрегулировки:

1. Установите рычаг (5) в нейтраль (отверстия в рычаге (5) и корпусе заднего моста совпадут) , зафик­сируйте это положение с помо­щью стержня 8мм или болта М10х60.

2. Снимите ограждение ВОМ вмес­те с плитой.

3.Отверните болт (11) , снимите стопорную пластину (12) с торца эксцентриковой оси (8) и ключом S=13mm, поверните ось с тормоз­ной лентой по часовой стрелке до выбора зазора между тормозной лентой и барабаном (это будет заметно по невозможности по­вернуть хвостовик от руки).

ВАЖНО! После нескольких внеш­них подрегулировок эксцентрико­вая ось (8) может занять положение лыской слева, что указывает на из­расходование запаса внешней ре­гулировки, В этом случае поверни­те ось против часовой стрелки так, чтобы лыска оказалась справа в вертикальном положении. После этого выполните регулировочные операции, как указано ниже в разделе «Регулировка управления при ремонте ВОМ».

4. Установите пластину (12) и засто­порите ее болтом ( 11).

5. Выньте из рычага (5) стопорящий стержень или болт.

Если регулировка была выполнена правильно, рукоятка (1) в положе­ниях «Включено» или «Выключено» будет находится от задней или пе­редней кромки паза пульта управ­ления на расстоянии не менее 30мм. Кроме того, рукоятка будет четко переходить через нейтраль­ное положение.

Регулировка управления при ремонте ВОМ

  1. Эксцентриковую ось (8) устано­вите в крайнее правое положение (лыска вертикально справа) и за­стопорите пластиной (12) и бол­том (11).
  2. Выполните операции, указанные в п.1 раздела «Порядок проведе­ния внешней подрегулировки».
  3. Регулировочные винты (7) затя­ните моментом 10Н*м (1кгс*м) и затем отпустите на 2,02,5 обо­рота.
  4. Регулировкой длины тяг (9) и (10) установите рычаг (1) в среднее положение паза пульта (2).
  5. Регулировочный болт (4) ввинти­те в рычаг (5) до размера А — 3235мм (А=2628мм для тракторов выпуска 1998г) и в этом положении зафиксируйте контргайкой (3).
  6. Выньте вспомогательный стер­жень (или болт М 10×60) из отверстия корпуса заднего моста и ры­чага (5).

Проверьте правильность регули­ровки как указано в п.5 раздела «Порядок проведения внешней подрегулировки».

Регулировка свободного хода пе­дали муфты сцепления

Для регулировки свободного хода педали выполните следующие опе­рации:

  1. Снимите палец (2) и отсоедините тягу управления (3) от рычага (1). Ослабьте контргайку (6).
  2. Вывинчивая регулировочный болт (5) , возвратите педаль в крайнее верхнее положение (до касания педали (4) пола кабины).
  3. Поверните рычаг (1) против часо­вой стрелки до упора.
  4. Отрегулируйте длину тяги (3) вра­щением вилки до совпадения от­верстий в вилке и рычаге (1). Уко­ротите тягу вращением вилки по часовой стрелке на 5 оборотов.
  5. Затяните контргайку (6) и собери­те механизм управления, выпол­нив операции сборки в обратной последовательности.

Замена хвостовика ВОМ

Для замены хвостовика ВОМ вы­полните следующие операции:

  1. Снимите два болта и колпак (1).
  2. Снимите четыре болта (3) и кожух (2).
  3. Снимите шесть болтов (4) , плиту (6) и выньте хвостовик (5).
  4. Установите другой хвостовик в шлицевое отверстие и установи­те плиту (6).
  5. Соберите остальные детали в по­следовательности обратной сборке.

Установка ходоуменьшителя на трактор (по заказу)

  1. Слейте масло из коробки пере­дач.
  2. Отсоедините сервомеханизм уп­равления муфтой сцепления.
  3. Снимите левую крышку коробки передач.
  4. Если необходимо, сделайте про­резь в окне под установку ходо­уменьшителя.
  5. Выведите стопорное кольцо шес­терни I-ой передачи и заднего хо­да из канавки на шлицевом валу и установите его в другую канавку, освободив перемещение шес­терни в осевом направлении.
  6. Установите ходоуменьшитель на левый люк коробки передач. Об­ратите внимание, чтобы вилка переключения попала в проточку шестерни включения ходоумень­шителя. Затяните семь крепеж­ных болтов.

    Под головки болтов, проходящих через масляную по­лость корпуса, установите мед­ные шайбы.

  7. Установите на место сервомеха­низм управления муфтой сцепле­ния и другие снятые ранее дета­ли. Залейте в коробку передач масло до уровня контрольной пробки на правой стороне короб­ки передач.

ПРИМЕЧАНИЕ: Для привода хо­доуменьшителя коробка передач должна быть укомплектована сле­дующими деталями: валом 70­1701382, скользящей шестерней 70 — 1701072, шестерней 70­1701224, шайбой 70 — 1701226 и стопорным кольцом 2В65. Все эти детали поставляются по заказу.

>> Вернуться

Источник: http://old.mtzveles.ru/documents/passport/rukovodstvo_952/ch8_2.htm

Регулировка ВОМ МТЗ-80 своими руками

Регулировка ВОМ МТЗ-80 проводится не только в специализированных мастерских, но и своими руками. Это намного удешевляет процесс, особенно если вы имеете соответствующе навыки и разбираетесь в особенностях технического оснащения узла. Рассмотрим особенности этой процедуры.

Первый этап

Регулировка МТЗ-80 проводится в следующей последовательности (здесь указанные цифры соответствуют номерам, указанным на чертеже).

Этапы работ:

  • Эксцентриковая ось устанавливается в исходную позицию таким образом, чтобы лыска «В» располагалась в вертикальном положении с правой стороны. Ее необходимо зафиксировать стопором 17 и болтом 16.
  • Далее отсоединяют тягу 4.
  • Выкручивают болт 9, освобождая при этом пружину 6. В целях безопасности при выворачивании болта 9 следите за тем, чтобы стакан 7 постоянно контактировал с посадочным местом до момента полного разжимания пружины.
  • Снимают крышку люка на заднем мосту, получив доступ к винтам 13.
  • Закрепите рычаг 11 в нейтральном положении при помощи болта М10*60 либо стержень 10, диаметром 8 мм. Его вставляют в гнездо на рычаге и соответствующее отверстие на заднем корпусе.

Далее операция проводится следующим образом:

  • Демонтируется стопорная пластина 26, вкручиваются винты 21 с усилием 10 кгс, после чего каждый элемент отвинчивается на пару оборотов.
  • Болтовой стержень 10 удаляется, освобождая рычаг 11 в исходной позиции для коррекции.
  • Болт 9 необходимо закрутить посредством направления его носовой части в углубленную часть стакана 7 до размера «А» 26 мм.
  • Переводят рычаг 11 в позицию «Вкл».
  • Тягу 4 устанавливают путем регулировки с аналогом 15 до момента совпадения зоны качания рычага 1 в средней части прорези пульта управления.
  • По окончании работ ставят на место стопор 26, крышку люка, законтрагаивают тяги 4 и 15 вместе с болтом 9.

На схеме указаны остальные позиции:

Особенности

Дополнительно при регулировке ВОМ МТЗ-80 своими руками может потребоваться корректировка ленточных тормозов. Если:

  • Наблюдается пробуксовка ВОМ.
  • При переключении контрольный рычаг 1 упирается во фронтальную либо заднюю часть прорези пульта управления.
  • Усилие на элементе 1 превышает 15 кгс.
  • Имеется нечеткая фиксация рычага 1 в крайних позициях либо при включении и выключении.

Настройка ленточных тормозов

Эта операция части регулировки ВОМ МТЗ-80 выполняется методом внешней корректировки, а именно:

  1. Устанавливают рычаг 11 в нейтральную позицию, фиксируют его в этом положении, посредством ввода стержня 10 в предусмотренные отверстия.
  2. Болт 16 выкручивают, пластина 17 демонтируется со шлицевой хвостовой части на оси 15.
  3. Специальным ключом поворачивают эксцентрик 15 по часовой стрелке до подходящего зазора между тормозной лентой и рабочим барабаном (проверить положение можно вручную, если хвостовик не проворачивается – значит, выбрана нужная позиция).
  4. Пластина и болт устанавливаются на место.
  5. Из рычага убираются фиксаторы.
  6. Регулировку лент ВОМ МТЗ-80 можно считать завершенной.

На что обратить внимание?

После проведения внешних регулировок несколько раз ось 15 может принять крайнюю левую позицию. Это свидетельствует об израсходовании запаса наружной корректировки. Для нормализации ситуации эксцентрик поворачивают против часовой стрелки до исходной позиции. Затем производят регулировку ВОМ МТЗ-80 способом, указанным выше.

Если все манипуляции произведены правильно, рычаг 1 в позиции «Вкл.» и «Выкл.» не должен доходить до края прорези пульта менее чем 30 миллиметров, при этом переход в нейтраль должен быть четким.

На некоторых модификациях тракторов регулировка ВОМ МТЗ-80 осуществляется без механизма внешней корректировки, в связи с его отсутствием. При этом рассматриваемая операция производится аналогичным способом, указанным выше, только после ремонта или сборки на заводе. На моделях с малогабаритной кабиной индекс «Б» составляет 50-60 миллиметров.

Эффективность тормозной системы и отсутствие пробуксовки зависит исключительно от пружинного приспособления. Особенно это касается наличия свободных рабочих участков и агрегирующих с ними рычагов. Пробуксовка ВОМ свидетельствует о том, что пружины либо рычаги встречают добавочное сопротивление при их передвижении без достаточной смазки в механизмах.

Необходимо в период эксплуатации внимательно наблюдать за изменением положения рычага вала отбора мощности, не допуская упора элемента в пол кабины, иначе могут возникнуть пробуксовки в аварийном режиме. Дополнительными симптомами необходимости проведения корректировки считается увеличенный ход контрольного рычага и возрастающее давление при активации позиции «Вкл.» и «Выкл.», а также наоборот.

Регулировка ВОМ МТЗ-80 выполняется в следующей последовательности:

  • Совмещают отверстия на резьбовом отверстии корпуса и аналог на рычаге, после чего его необходимо зафиксировать при помощи стержня.
  • Снимают крышку, до отказа закручивают регулировочные винты (усилие – 8-10 Н/м), после чего ослабляют их на 2-3 оборота.
  • Контролируют легкость вращения обслуживаемого узла путем вращения рукой шлицевого хвостовика.
  • Соединяют тягу с рычагом при помощи пальца цилиндрической формы, хорошо шплинтуют.
  • Устанавливают стакан в сборе с пружиной в углубление резервуара, пока не будет наблюдаться легкое вращение стопорного болта. Усилие сжатия пружины со стаканом – не менее 200 кгс.
  • Производится фиксация сборки в сжатом состоянии посредством болта, который вкручивается в гайку, приваренную к крышке.
  • Винт выворачивают до момента свободного передвижения стакана пружинного механизма по отношению к его крышке.
  • Надежно фиксируют болт в рычаге путем контргайки.
  • Корректируются тяги таким образом, чтобы расстояние от рычага до нижней кромки кабины составляло 50 миллиметров во включенном режиме.

Ремонт

Трактор МТЗ-80 для регулировки ВОМ в любом случае ставится на ремонт при наличии трещин и вмятин на проушине, стакане или валике. Устраняют неполадку следующим образом:

  • Совмещают гнезда валика переключения и заднего моста при помощи контрольного рычага. После совпадения отверстий они фиксируются посредством установочного болта.
  • Контргайка ослабляется, а упорный винт вкручивается в рычаг переключающего валика до предела.
  • Стопорный болт завинчивается в стакан, после чего аккуратно вынимается регулировочный аналог.
  • После этого демонтируется стакан с пружинами, далее его разбирают и меняют негодные детали.

Прочие неисправности

  1. Неполадки с кулачковой муфтой. При этой неисправности демонтируется кабина, от заднего моста отсоединяется узел передач. Затем производится замена элемента, поскольку его ремонт не имеет никакого смысла.
  2. Когда отключают ВОМ МТЗ-80? Скрежет – регулировка в этом случае выполняется с одновременной заменой сточенных зубьев центральной шестерни либо шлицевых соединений. Для этого сначала снимают вал отбора мощности путем выпрессовки, после чего оценивается состояние элемента. При наличии неисправностей в виде увеличенных зазоров или разбалтывания детали отправляют на ремонт.
  3. Что делать, если хвостовик вала отбора мощности свободно перемещается? Это свидетельствует об ослаблении фиксирующей гайки. Необходимо полностью демонтировать узел, после чего восстановить резьбу и затянуть гайку до упора. Если это невозможно сделать, осуществляют разборку всей конструкции с проведением трудоемкого ремонта.

Источник: https://fb.ru/article/361580/regulirovka-vom-mtz--svoimi-rukami

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Эксперт по технике
Сколько весит канализационный люк

Закрыть