Что означает цетановое число дизельного топлива

Характеристики дизтоплива, повышение цетанового числа

что означает цетановое число дизельного топлива

Дизельные двигатели, которые еще не так давно устанавливались только на грузовые автомобили, получают все большее распространение и среди легковушек. Поэтому вопрос характеристик и качества дизельного топлива становится все более актуальным. Если задать автомобилистам вопрос «что такое октановое и цетановое число?», то про первое ответят, скорее всего, все, а о втором сможет сказать далеко не каждый.

Дизтопливо, или, как его часто называют, «солярка» — это смесь углеводородов, получаемая путем перегонки нефти и отбора из нее определенных фракций. Состав этого горючего полностью отличается от состава бензина, поскольку способ поджигания топливно-воздушной смеси в цилиндрах бензинового и дизельного двигателей разный.

Бензин воспламеняется от искры свечи зажигания и для него важно такое свойство, как детонационная стойкость, обозначаемое октановым числом.

У дизельного двигателя топливо самовоспламеняется за счет большой степени сжатия, и его основной качественной характеристикой является цетановое число, которое характеризует воспламеняемость горючего или время, требуемое на воспламенение топлива в цилиндре. Чем оно выше, тем меньше требуется времени.

Определение цетанового числа производится в сравнении образца горючего и смеси цетана (его цетановое число принимают равным 100) и альфаметилнафталина (равно нулю) в качестве эталона.

Приблизительно цетановое число горючего можно оценить по тому, как работает мотор. Если это значение меньше 40, то звук работы дизельного двигателя будет жестким, при этом усиливается износ деталей. И наоборот, повышение цетанового числа делает работу мотора мягче.

Однако есть определенный предел: при значении более 55 горючее перестает полностью сгорать в цилиндрах, а содержание сажи и других вредных веществ в выхлопных газах значительно повышается.

Повышение цетанового числа в процессе производства

Величина цетанового числа дизельного топлива зависит от его фракционного состава. Так наибольшие показатели имеют парафиновые углеводороды нормального строения. Самые низкие цетановые числа у ароматических углеводородов, которые не имеют боковых цепей. Таким образом, конечное значение напрямую зависит от того, в каких пропорциях эти соединения содержатся в составе дизельного топлива.

Чем выше цетановое число, тем больше затраты на его производство. Для экономии средств, производители довольно часто применяют присадки, с помощью которых можно увеличить значение на 2-7-единиц. Обычно для этой цели используется изопропил или циклогексилнитраты. Дальнейшее повышение добавлением присадок недопустимо, поскольку ухудшаются другие показатели дизельного топлива.

Самостоятельное повышение цетанового числа

Требования к воспламеняемости горючего предъявляются, исходя из параметров двигателей. Чем выше рабочие обороты, тем выше должно быть цетановое число дизтоплива. Так, низкооборотистые судовые дизельные моторы нормально работают даже на топливе, с показателем 20, а для некоторых высокооборотистых двигателей значение должно быть не менее 55.

Оптимальным для современных автомобильных дизелей считается топливо, показатели которого находится в промежутке от 40 до 55.

В зависимости от сезона это значение меняется:

  • у летнего оно ниже (40-45);
  • у зимнего выше (до 55).

К сожалению, нередки случаи, когда на заправочных станциях продается горючее, имеющее недопустимо низкое цетановое число. Проблема осложняется тем, что его определение ни по каким внешним признакам невозможно – ни по цвету, ни по запаху – оно не отличается от нормального, суррогат выдает только более жесткий звук работы дизельного двигателя и перебои в работе.

Если случилось так, что в топливный бак оказалось залито некачественное дизтопливо, можно повысить его цетановое число путем добавления присадок. Желательно заранее иметь в багажнике соответствующие средства, поскольку на заправочной станции их вполне может не быть.

Чем грозит использование неподходящего дизтоплива

Многие автомобилисты задаются вопросом, что будет, если летом заправлять машину зимним топливом. Вопрос этот возникает в связи с тем, что цетановое число зимнего горючего по определению выше, а значит, должно быть более качественным.

Однако определение, что качество и эксплуатационные свойства дизтоплива характеризует только этим, абсолютно неверно.

На самом деле, применение топлива с большим цетановым числом мотору не повредит, если, конечно, оно вписывается в рекомендованные автопроизводителем пределы.

Если же значение окажется слишком большим для конкретного дизельного двигателя, это приведет:

  1. к повышению расхода горючего;
  2. снижению экологичности мотора.

Аналогично можно ответить и в обратной ситуации – применение низкоцетанового топлива также не навредит силовому агрегату, если его цетановое число соответствует рамкам, установленным производителем автомобиля.

Если же значение ниже требуемого, то:

  • у работающего дизеля появится жесткий звук;
  • его детали будут усиленно изнашиваться.

Однако вопрос о возможности использования зимнего дизельного топлива летом требует более развернутого ответа. Дело в том, что эти два сорта дизтоплива имеют разный химический состав, и, помимо цетанового числа, различаются по другим своим свойствам.

Летнее горючее предназначено для применения при положительных температурах. После того, как температура окружающей среды, а вместе с ней и температура топлива в баке упадет до нуля, летнее дизельное топливо перестанет проходить через фильтр.

Зимнее дизтопливо, имеет гораздо более низкие температуры помутнения, застывания, и предельной фильтруемости, благодаря чему, его и возможно применять в холодное время года. Однако оно имеет худшие, по сравнению с летним, характеристики.

Причина кроется в том, что при его выработке, из углеводородной смеси, приходится удалять циклопарафины и заменять из ароматическими углеводородами, а утраченные свойства компенсируются (хотя и не в полной мере) присадками. В итоге цетановое число повышается, но эксплуатационные характеристики снижаются.

У мотора, работающего на зимнем дизельном топливе, наблюдается небольшое падение мощности, повышенное коксообразование в цилиндрах, ухудшается приемистость.

Таким образом, от использования зимнего горючего летом лучше отказаться и рассматривать такой вариант как вынужденную меру, хотя ничего смертельного для двигателя в этом нет.

Источник: https://znanieavto.ru/toplivo/cetanovoe-chislo-dizelnogo-topliva.html

Что такое цетановое число и как оно влияет на работу двигателя?

что означает цетановое число дизельного топлива

Цетановое число — важная характеристика дизельного топлива. Она определяет период задержки воспламенения смеси, т.е. тот промежуток времени, который проходит между впрыском горючего в цилиндр и началом его горения. Чем выше этот показатель, тем меньше задержка, тем более плавно и спокойно воспламеняется и горит смесь. 

За единицу измерения этой характеристики принимают числовой показатель цетанового числа, который равен объемной доле высшего парафина С16Н34 с числом 100 в смеси с таким веществом, как α-метилнафталин (цетановое число равно нулю). Чем выше этот показатель у каждого конкретного топлива, тем лучше воспламеняется смесь при сжатии.

Для определения проверяемое дизельное топливо помещают в специальную камеру. При его сжигании фиксируют задержки времени воспламенения и сравнивают эти показатели с характеристиками эталонных составов. Для более высокой степени чистоты эксперимента применяют спектральный анализ, благодаря которому можно установить химический состав горючего и рассчитать его цетановое число по точным справочным значениям элементов.

Стандарт цетанового числа

Согласно строгим нормативам ГОСТ, оптимальная работа двигателя будет обеспечена горючим с цетановым числом не менее 45 для дизельного топлива летних и зимних марок и 40 – для арктических горюче-смазочных материалов. Несмотря то, что не представляет сложностей купить с доставкой дизельное топливо с этим показателем ниже 40, лучше не экономить на горючем и приобретать высококачественные материалы для заправки.

Горючее низкого качества характеризуется длительной задержкой воспламенения. При этом резко возрастает давление в камере сгорания, что увеличивает износ двигателя. При длительном использовании низкоцетанового горючего возможны поломки и выход из строя автомобиля раньше времени.

Премиальные горюче-смазочные материалы содержат больше легковоспламеняющихся фракций. Они более легкие, лучше адаптированы для запуска двигателя в холодных условиях низких температур. Также это горючее отличается отношением водорода к углероду. Оно выше, поэтому при сгорании такое топливо выделяет меньше дыма.

Что дает применение дизельного топлива с высоким цетановым числом?

  • Бесшумный режим работы, быстрый запуск двигателя;
  • Высокие тяговые параметры дизеля;
  • Минимальный износ элементов цилиндро-поршевой группы
  • Максимальное сгорание смеси без признаков перегрева мотора;
  • Низкий уровень дыма.

Приобретая топливо с цетановым числом, соответствующим нормам государственного стандарта, можно не только повысить производительно работы двигателя, но и обеспечить его минимальный износ.

Источник: https://www.ruspetrol.ru/materiali/chto-takoe-cetanovoe-chislo.html

Цетановое число дизельного топлива

что означает цетановое число дизельного топлива

Большинство автовладельцев предпочитают использовать высокоцетановое топливо, потому что считают его наиболее продуктивным в работе, а также полезным для топливной системы и комфорта в движении. На практике цетановое число дизельного топлива имеет немного иное предназначение, которое желательно знать, чтобы всегда делать верный выбор. При этом для каждого автомобиля в различное время года оптимальные показатели ЦЧ могут варьироваться, позволяя получить желаемые результаты.

Что означает цетановое число дизельного топлива?

Оптимальные показатели в ДТ

Для автомобилей от различных производителей и разнообразных поколений оптимальное цетановое число в дизельном топливе будет отличаться, потому что при разработке ДВС учитываются наиболее современные технологии. Таким образом, для большинства двигателей актуальные показатели ЦЧ варьируются в пределах 40-55 единиц. На деле можно произвести следующее разделение:

  • до 40 практически не используется из-за низкого качества и вреда всем элементам в машине, с которыми оно соприкасается;
  • стандартное советское горючее имеет 40-45;
  • качественные образцы, подготовленные для современных автомобилей – 45-50 (согласно действующим ГОСТ летние и зимние образцы топлива не могут иметь ЦЧ меньше 45);
  • показатель 50-60 применяется лишь в особых условиях, т.к. топливо быстро прогорает, хоть и практически не вредит двигателю;
  • свыше 60 практически не применяется, т.к. значительно снижаются эксплуатационные показатели.

В отдельных случаях можно воспользоваться присадками, позволяющими повысить показатель до нужного уровня. При этом стоит учесть, что каждый разбавитель попутно привносит и другие изменения в структуру горючего, из-за чего использовать добавки можно лишь в особых случаях.

Как повысить цетановое число дизельного топлива?

Определение ЦЧ в дизельном топливе

Цетановое число дизельного топлива определяется следующими способами:

  1. Лабораторный. При использовании специальных научных методов выявляется соотношение цетана к альфа-метилнафталину, в результате которого и удается получить искомый показатель.
  2. Моторный. Наиболее точный из всех вариантов, потому что испытания проходят на специально собранном двигателе. В результате наблюдений удается выявить именно те показатели, которые присущи горючему.
  3. Экспресс. Самый быстрый и при этом неточный вариант. Актуален в тех случаях, когда возможно допущение небольшой погрешности.
  4. Задержка воспламенения. Самый современный и быстрый способ узнать результаты. Время исследования отнимает не более 20 минут, в результате чего можно узнать желаемый показатель.

Из данного списка каждый человек сможет выбрать оптимальный вариант, после чего заказать соответствующую проверку. При соблюдении производителем всех норм и стандартов горючее становится почти безвредным для топливной системы.

Подробнее: Как определить цетановое число дизельного топлива?

Актуальность рассмотрения ЦЧ при выборе дизтоплива

Большинство автомобилистов стремятся сэкономить на горючем, не обращая внимание на его качество. При этом выбор низкокачественной продукции может обернуться следующими сложностями:

  • появляется детонация;
  • ухудшаются ходовые качества;
  • увеличивается расход без видимых причин;
  • в запущенных случаях выходит из строя топливная система.

Приобретайте топливо в нашей компании, и вы всегда будете уверены в его качестве и соответствии всем действующим стандартам.

Источник: https://betodisel.ru/tsetanovoe-chislo-dizelnogo-topliva

Что означает цетановое число?

Цетановое число — это параметр, определяющий период между впрыском в цилиндр двигателя дизельного топлива и началом горения. Очевидно, что при повышении ЦЧ время задержки уменьшается, а топливная смесь сжигается спокойнее и более плавно.

В настоящее время считается наиболее приемлемым для эффективной работы двигателя дизельное топливо с рассматриваемым параметром между 45 и 55. При его уровне ниже 40 серьезно увеличивается задержка горения, что приводит к нарастанию внутреннего давления в камере сгорания и вполне естественному быстрому износу двигателя.

Отечественные стандарты устанавливают минимальное цетановое число для всех видов дизельного топлива (как летнего, так и зимнего) на уровне 48. В некоторых случаях (использование зимой в арктических условиях) допускается снижение показателя до 40.

К премиальным классам топлива относится то, у которого рассматриваемый параметр находится в пределах от 51 до 55. Оно, как правило, значительно легче, эффективнее для запуска двигателя зимой и образует при сжигании меньше дыма. При увеличении ЦЧ более 60 происходит обратный процесс, качество топлива снижается, что связано с неполным его сгоранием, увеличением расходы и объема выделяемых выхлопных газов.

Оптимальный показатель цетанового числа обеспечивает:

  • низкий уровень шума дизельного двигателя при работе;
  • отменные параметры тяги;
  • высокую степень сгорания используемого топлива без перегрева двигателя;
  • минимально возможный износ элементов и деталей мотора.

Учитывая вышесказанное, становится очевидным, насколько выгоднее и эффективнее применять дизельное топливо с оптимальным ЦЧ.

Методы определения

В настоящее время разработано несколько способов измерения цетанового числа. К их числу можно отнести:

  • метод стандартного двигателя. Классический способ, применяющийся все реже. Это связано с наличием большого количества недостатков, главными из которых является громоздкое оборудование, значительный срок анализа (иногда — несколько часов) и недостаточная точность;
  • прямые методы. В этом случае используется не двигатель, а камера какого-то постоянного объема, при помощи которой определяется задержка воспламенения. Плюс данного способа — оперативность (около 20 минут), к недостаткам можно отнести зависимость результатов измерений от качества топлива;
  • непрямые методы. Наиболее прогрессивный и современный способ определения параметра. Он осуществляется при помощи различных инфракрасных спектрометров и основан на анализе состава компонентов топлива. Единственным недостатком метода считается невозможность учесть влияние применяемых «улучшителей» цетанового числа, используемых достаточно часто.

Методы увеличения

На данный момент активно применяется два основных способа повысить цетановое число.

Во-первых, этого можно добиться более глубокой переработкой исходного топлива. Этот метод наиболее эффективен, но достаточно сложный и ведет к большим потерям сырья.

Вторым способом улучшить характеристики топлива является добавления различных присадок и стабилизаторов. Их в настоящее время разработано немалое количество, а эффективность такова, что при внесении препарата, масса которого составляет 1,5% от веса топлива, цетановое число увеличивается на 5-10 единиц.

Источник: https://koneks-oil.ru/blog/cetanovoe-chislo-dizelnogo-topliva.html

Свойства дизельного топлива

Дизельное топливо (ДТ) – одно из наиболее популярных видов горючего, что используется для двигателей внутреннего сгорания. Оно более экономичное, чем бензин, к тому же стоит дешевле. Поэтому все больше автомобилей – не только грузовых, но и легковых, сегодня используют разные виды дизельных топлив. Какие характеристики у этого горючего и что надо знать, выбирая топливо, читайте далее.

Виды дизельного топлива

Качественно-количественный состав и физико-химические характеристики топлива для дизельных двигателей обуславливают его классификацию. Различают три основных марки ДТ:

  • Л – летнее, используется преимущественно в теплый сезон, когда температура окружающей среды выше 0С;
  • Е – межсезонное, которое может использоваться круглогодично, если температура окружающей среды не ниже -15С;
  • З – зимнее, применяемое в холодное время года, когда температура воздуха выше -20С;
  • А – арктическое, которое можно использовать в особо суровых условиях при температуре окружающего воздуха до -50С. 

Эти виды топлива различаются между собой фракционным составом, вязкостью, плотностью, температурой испарения и застывания, а также иными характеристиками, о которых мы поговорим ниже.

Также существует подразделение топлива на экологические классы, что определяется содержанием соединений серы в выхлопе. Используемые у нас в стране классы – от К2 до К5 – соответствуют европейской маркировке. То есть топливо К4 – это Евро 4 и т.д.

Цетановое число дизельного топлива

Это основное свойство дизельного топлива, аналогичное октановому числу бензина. Цетановое число определяет воспламеняемость горючего. Чем оно выше, тем более качественным считается топливо, так как сгорает оно более равномерно и с низкой скоростью нарастания давления в двигателе. Это положительно сказывается на ходовых характеристиках авто, эксплуатационных свойствах и долговечности ДВС.

Но повышение цетанового числа сверх рекомендованного для конкретного двигателя может наоборот привести к возрастанию нагрузки на него и снижению характеристик, падению экономичности и повышению уровня дымности отработанных газов.

Цетановое число топлива определяется опытным путем как объемная доля количества цетана в смеси с альфа-изомером метилнафталина в топливе. Для сравнения используют эталонную смесь с известным содержанием цетана и метилнафталина. Этот показатель топлива напрямую зависит от углеводородного состава горючего и определяет мощность, экономические показатели работы двигателя. Цетановое число дизельного топлива связано линейной зависимостью с его температурой кипения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как работает пароочиститель для дома

У топлива для дизельных автомобилей, реализуемого на отечественном рынке показатель цетанового числа колеблется в пределах от 30 до 80. Для горючего, идущего на экспорт, а также иностранного ДТ применяют другой показатель – дизельный индекс, который может иметь значение от 20 до 80. Численно эти характеристики примерно соизмеримы.

Фракционный состав топлива

Этот показатель определяет качественно-количественный состав горючего, а также влияет и на цетановое число. Чем больше легких углеводородных фракций содержится в топливе, тем меньше кислорода необходимо для образования горючей смеси. Соответственно, тем быстрее топливо воспламеняется и тем полнее идет процесс его сгорания. Таким образом, ДТ, богатое легкими углеводородами, более экономично в использовании и имеет высокие экологические показатели.

Влияние фракционного состава у дизельного топлива не столь велико для двигателей с предкамерным и вихрекамерным смесеобразованием. А вот ходовые и экономические показатели ДВС с непосредственным впрыском в силу конструктивных особенностей сильно зависят от фракционного состава топлива.

Вязкость и плотность топлива

Это очень близкие физические показатели, находящиеся в прямой зависимости. Чем ниже вязкость топлива (и, соответственно, его плотность), тем лучше оно испаряется и распыляется, что способствует лучшему и более простому смесеобразованию. Наоборот, повышение плотности и вязкости горючего ведет к росту диаметра капель в топливной смеси, что негативно сказывается на качестве и препятствует полному сгоранию.

Но и слишком низкий показатель вязкости топлива имеет негативные последствия. Такое горючее, вследствие своей высокой текучести, просачивается между движущимися элементами топливной системы и не обеспечивает требуемого внутреннего давления, что снижает производительность насоса и увеличивает нагрузку на него.

Нормальной вязкостью дизельного топлива считается показатель в пределах 1,8-7,0 мм/с. Изменение вязкости в этих границах практически не сказывается на мощности, экономичности и долговечности дизельного мотора.  

Чистота топлива

Этот качественный показатель определяется коэффициентом фильтруемости горючего. Для его измерения используют специализированные бумажные фильтры, через которые несколько раз пропускают порции топлива, измеряя время полной фильтрации. Чем меньше в ДТ примесей, тем быстрее оно фильтруется. Негативное влияние на свойства топлива оказывают содержащиеся в нем:

  • Вода. Она может составлять 0,002-0,008% топлива по объему. Этот показатель считается нормальным и не влияет на характеристики горючего. Повышение его до 0,01% приводит к падению мощности, росту расхода топлива и снижению долговечности движущихся элементов.
  • Поверхностно-активные вещества (ПАВ). Основными соединениями этого типа являются мыла нафтеновых кислот, которые повышают вязкость топлива и негативно сказываются на его эксплуатационных свойствах.
  • Смолистые соединения. Они снижают цетановое число и препятствуют полному сгоранию топлива. Использование горючего с эфирными и смолистыми примесями влечет образование нагара на свечах и стенках цилиндров.
  • Мелкодисперсные твердые примеси. В качественном топливе их содержание составляет не более 0,002-0,004%. Больший показатель – это потенциальная опасность повреждения движущихся элементов топливной системы.

Работа на дизельном топливе с большим количеством примесей – воды, грязи, ПАВ – снижает не только мощностные и экономические показатели, но и увеличивает износ основных элементов топливной системы. 

Другие важные характеристики дизеля 

Еще одно важное свойство ДТ – температура вспышки. Для дизельных двигателей (особенно, с непосредственным впрыском) очень важно, при какой температуре воспламеняются топливная смесь.

Подбор оптимальной температуры способствует полному сгоранию дизельного горючего.

Если же температура слишком низкая (или наоборот высокая), то некоторые составные вещества – в основном непредельные углеводороды – сгорают не полностью, образуя на поверхности цилиндров, свечах и других элементах двигателя нагар.

Не менее важны и низкотемпературные характеристики топлива, что определяет климатическую зону его использования. На этот показатель влияет углеводородный состав. Легкие фракции низкой плотности и высокой текучести замерзают (загустевают) при более низких температурах. Но производство таких топлив более затратно.

Для снижения стоимости к топливу обычно добавляют так называемые депрессорные присадки – вещества, понижающие температуру застывания горючего. Такое топливо отличается меньшим расходом и повышенными мощностными характеристиками при низкой температуре окружающей среды.

Кроме того, на таком горючем дизельные автомобили лучше и стабильнее работают, быстрее заводятся.   

Еще немного о дизельном топливе

Как видим, качественные характеристики и состав топлива очень важны для работы топливной системы и общих характеристик двигателя в целом. В основном это касается мощности и расхода. Но даже если эти показатели не столь существенны для вас, следует помнить, что некачественным топливом очень просто загубить двигатель – в результате повышенной нагрузки и износа движущихся элементов.

Источник: https://petrolcards.ru/articles/svoistva-dizelnogo-topliva/

Цетановое число дизельного топлива: определение и повышение

Цетановое число – это важнейшая характеристика дизельных топлив, которая дает информацию о периоде задержки воспламенения топливной смеси. Чем больше значение данного параметра, тем меньше задержка от впрыска топлива в цилиндр до начала горения, и тем спокойнее и плавне горит топливная смесь.

Стандартные двигатели работают оптимально на дизельных топливах с цетановым числом от 40 до 55. Снижение параметра приводит к резкой задержке воспламенения, давление в камере сгорания нарастает быстрее и  увеличивается износ.

Стандартные типы топлива как раз характеризуются цетановым числом на уровне 40-45, а топлива высшего качества – 45-50.

Российские стандарты накладывают определенные ограничения на численное значение данного показателя: летнее и зимнее дизтопливо должно характеризоваться цетановым числом не менее 45 единиц.

Знаете ли Вы, что европейский стандарт ISO 5156 определяет минимальное значение цетанового числа для дизельного топлива на уровне 48 единиц.

Дизельные топлива высшего качества (премиальные) более легкие, содержат больше легковоспламеняющихся фракций, поэтому являются более подходящими для запуска двигателей в холодную пору года. Премиальные топлива при горении образуют меньше дыма, что обусловлено повышенным отношением водорода к углероду в легких фракциях.

Если цетановое число дизтоплива превышает 60 единиц, то появляется ряд негативных моментов: снижается полнота сгорания, повышается расход, возрастает дымность.

Частично цетановое число определяется групповым составом топлива, количеством парафинов, нафтенов, олефинов и т.п. Такое свойство парафинов, как самовоспламенение при низких температурах, делает их полезным компонентом нефтепродукта.

Как измерить цетановое число?

Цетановое число определяют при помощи сравнения с эталонным показателем, в качестве которого принимают время воспламенения цетана в смеси с α-метилнафталином. Цетановое число этого вещества приравнивается к 100%. Рассмотрим особенности влияния этого параметра на работы двигателя:

  • оптимальная работа двигателя может достигаться только при работе на топливе с цетановым числом 40-55;
  • если наблюдается уменьшение значения цетанового числа, то период задержки воспламенения после сжатия возрастет. А это, в свою очередь, приведет к сбоям в работе двигателя, уменьшению давления при рабочем ходе и уменьшению мощности;
  • если цетановое число дизельного топлива находится на уровне 55, то такое горючее можно отнести к премиум-классу;
  • дальнейшее увеличение цетанового числа нецелесообразно, поскольку оно приведет к пагубному влиянию топлива на работу дизельной установки. Применение горючего с цетановым числом более 55 будет способствовать неполному сгоранию с образованием чрезмерного количества сажи и копоти. Возрастет также и расход топлива.

В России действуют стандарты, накладывающее ограничения на нижнее значение цетанового числа: оно не может быть меньше 40 как для быстроходных, так и для тихоходных установок.

Для измерения цетанового числа применяют опытный мотор. Cначала в России этот показатель определялся в соответствии с рекомендациями ГОСТ 3122, но установка отечественного производства ИДТ-90 не смогла пройти международных испытаний на воспроизводимость результатов. В 2009 году в международный стандарт EN590 и российский ГОСТ был введен еще один способ. Он показал хорошую сходимость, лучшую точность,  уменьшил время испытаний на 20 минут.

ГОСТ 3122-67 “Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа” впервые был введен в действие 1 января 1968 года.

При измерении цетанового числа некоторными методами приходится сталкиваться с проблемой зависимости результата от состава дизельного топлива. Моторный подход дает правильные цифры в отношении топлив с любым фракционным составом, а различные экспресс-анализаторы требуют перекалибровки при переходе с одного вида нефтепродукта на другой, что очень неудобно.

Для определения значения цетанового числа можно задействовать три подхода: совпадения вспышек, запаздывания воспламенения и критическую степень сжатия. Чаще всего используется «метод совпадения вспышек», реализующийся на установках:

По конструкции – это одноцилиндровые четырехтактные двигатели, оборудованные специальным образом. При выполнении исследований частоту вращения вала мотора нужно поддерживать постоянной на уровне 900±10 об/мин.

Во многом цетановое число топлива зависит от его углеводородного состава. Ароматические углеводороды имеют самые низкие цетановые числа, а парафиновые – самые высокие.

Как применять топлива с различным цетановым числом?

В состав дизельного топлива с цетановым числом 50-55 входит большое количество легких фракций, склонных к быстрому самовоспламенению. А это достаточно удобно при запуске дизельных двигателей в холодную пору года. Более полное сгорание топливной смеси с образованием меньшего количества копоти и дыма в этом случае достигается за счет высокого соотношения фракций водорода к углероду.

Конкретная величина цетанового числа во многом определяется компонентами, входящими в состав дизельного топлива. Среди них стоит отметить парафины, нафтены, ароматические вещества, олефины и т.д.

Увеличение количества парафинов хорошо сказывается на воспламеняемости топлива, поскольку они способствуют бесперебойной работе двигателей в условии низких температур, а также положительно влияют на общий коэффициент полезного действия.

Повышение цетановго числа дизельного топлива

С целью повышения цетанового числа в дизельное топливо добавляются специальные присадки: нитросоединения, перекис углеводородов, синтин. Для введения присадок и получения гомогенизированных топлив на практике применяется специальное оборудование – установки типа УСБ. При данном способе повышения цетанового числа они являются неотъемлемой частью технологического процесса.

Повышение цетанового числа топлива с помощью установки УСБ (фото сделано в производственных условиях)

Установка типа УСБ торговой марки GlobeCore предназначена для смешивания от двух до пяти отдельных составных частей, в частности дизельного топлива низкого качества с цетаноповышающими присадками. Оборудование может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности и автозаправочных станциях.

Особенностью предлагаемой данной установки является то, что применяя инжекционный метод и гидродинамический удар можно повысить цетановое число дизельного топлива. При этом расслаивание полученного продукта не происходит в течении как минимум 180 дней.

Современные гидродинамические (поточные) смесительные установки зарекомендовали себя в промышленной эксплуатации в качестве экономичных, точных и стабильных средств производства высококачественных моторных топлив с оптимальной себестоимостью.

В ходе процесса смешения в поточном смесителе расход каждого компонента постоянно регулируется с целью обеспечения на выходе из смесительного коллектора готового продукта со стабильными качественными показателями согласно заданной рецептуре.

Достигаемая экономия средств и повышения рентабельности производства по сравнению с традиционной технологией смешивания компонентов в смесительных емкостях может ускорить темпы возврата капиталовложений до 60% за год и обеспечить окупаемость проекта за срок до одного года и менее.

На сгорание дизельных топлив влияют конструктивные и эксплуатационные факторы. Строение камеры, должно способствовать интенсивному вихреобразованию при сжатии воздуха, что позволяет снизить нагрев топлива. Поршни рекомендуется использовать не алюминиевые, а чугунные, поскольку как они имеют меньшую теплопроводность, что сокращает время сгорания (интенсивнее происходит нагрев воздуха и топлива).

Для оценки качества дизельного топлива используют его фракционный состав. Определяется температура вспышки.

Источник: https://globecore.ru/tsetanovoe-chislo/

Цетановое число дизтоплива — что это?

О том, что такое октановое число бензина, знает практически каждый водитель. Даже человек, весьма далекий от мира автолюбителей, уверен, что чем выше этот показатель, тем качественнее будет топливо.

Но специалист с опытом скажет вам, что он означает всего лишь допустимую степень сжатия ДВС, способного бесперебойно работать на бензине определенной марки. Процессы, происходящие в двигателе, очень сильно зависят от качества топлива. Это касается как бензиновых, так и дизельных агрегатов.

Покупая топливо, необходимо обращать внимание на основные его характеристики. Главнейшим критерием качества солярки является цетановое число.

Что оно означает?

Данный показатель выражает способность дизтоплива к воспламенению. Значения цетанового числа говорят о том, насколько быстро растет давление в ДВС, какова скорость его запуска и качество отработанных газов. При покупке дизельного топлива необходимо обязательно обратить внимание на указанные цифры. И выбрать оптимальный вариант.

Ведь слишком высокое или, наоборот, заниженное цетановое число может привести к проблемам в работе двигателя. Поэтому нужно строго придерживаться нормативов. Оптимальные значения цетанового числа расположены в диапазоне от 40 до 55. Необходимо отметить, что сезонность оказывает немалое влияние на выбор топлива.

Например, в летнее время достаточно использовать солярку с цетановым числом 40. А с наступлением морозов необходимо переходить на дизтопливо с показателем не менее 45. Покупая такое горючее, вы обеспечите холодный запуск двигателя. Машина будет работать бесперебойно даже в самую ненастную погоду.

Необходимо отметить, что слишком высокое цетановое число негативно влияет на ДВС, снижая качество работы автомобиля. Также отрицательно сказывается и применение топлива с необоснованно заниженными цифрами.

От чего зависит значение цетанового числа

Если рассматривать технические подробности, то на значение цетанового числа влияет, в первую очередь, класс углеводородов. Впрочем, как и их структура. Это означает, что изменение фракционного состава дизтоплива приведет и к изменению данного критерия.

Например, самые высокие значения будут наблюдаться у чисел, в составе которых преобладают нормальные парафиновые углеводороды. Они отличаются именно такими свойствами. А вот у углеводородов с разветвленной структурой будут самые низкие значения цетанового числа.

Источник: https://dostavka-toplivo.ru/cetanovoe-chislo-diztopliva-chto-eto/

Дизель для лютых морозов

Зимнее время предъявляет особые требования к дизельному топливу, которое используют большегрузные машины. Пока в регионе не установились серьезные холода, но все перевозчики помнят студеную зиму 2016–2017 годов. Тогда, в ночь на 17 ноября 2016 года, лишь недалеко отъехав от Тюмени, на трассе на Курган встал дальнобойщик из Республики Крым. Его подвело летнее дизельное топливо.

Двигатель большегруза заглох, и все попытки отогреть солярку ни к чему не привели. Водитель даже разжигал под топливным баком костер, но под утро инспекторам ДПС пришлось спасать мужчину.

Этот случай – далеко не единственный. Эксперты говорят, что перевозчикам стоит особенно тщательно подходить к выбору топлива (и АЗС) при заправке зимой, когда покупка некачественной солярки может обернуться не только потерей груза, но и гибелью водителя транспортного средства.

По статистике, продажи дизельного топлива на АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов) в холодное время года возрастают на 30%. Это связано с тем, что даже стремящиеся на всем сэкономить перевозчики и водители зимой предпочитают заправляться качественным горючим вместо контрафактного – слишком уж велики риски.

Как говорит доцент кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии РГУ нефти и газа (НИУ) имени Губкина, кандидат технических наук Леонид Багдасаров, «остановить» двигатель, обездвижив дизельное топливо, способны так называемые углеводороды нормального строения – парафины, содержащиеся в солярке. «Дизельное топливо представляет собой смесь углеводородов, выкипающих при температурах от 180 до 360°С. Парафины застывают при довольно высоких температурах, образуя сначала кристаллики, а затем сплошной каркас, который обездвиживает топливо», – объясняет химик.

Для справки

Дизельное топливо имеет три низкотемпературных свойства:

– температура помутнения (появившиеся в топливе кристаллики делают его непрозрачным) – для летнего топлива не выше минус 5°С;

– температура предельной фильтруемости (при этой температуре кристаллики парафина забивают фильтр, и топливо перестает проходить через него) – для летнего топлива не выше минус 7°С;

– температура застывания (при этой температуре в топливе образуется сплошной каркас из парафинов, который не позволяет солярке течь) – для летнего топлива не выше минус 10°С.

Что такое зимний дизель

Согласно требованиям действующего технического регламента, зимнее дизельное топливо должно иметь предельную температуру фильтруемости не выше –20 градусов Цельсия. Существует четыре способа получения зимнего дизельного топлива.

Это облегчение фракционного состава топлива, депарафинизация (удаление парафинов), введение присадок, не позволяющих кристалликам парафина слипаться, и изомеризация парафиновых углеводородов, самая дорогая технология, улучшающая все три низкотемпературных показателя топлива.

При этом последняя технология сохраняет в горючем парафины, а значит – высокую теплотворную способность и цетановое число дизельного топлива.

В настоящее время только некоторые российские производители используют изомеризацию. Для достижения уровня требований к 5 классу дизельного топлива на НПЗ ведущих нефтяных компаний построены и модернизированы десятки новых установок гидрокрекинга и гидроочистки, обошедшиеся компаниям в десятки миллиардов долларов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как оформить трактор без документов

Кто «гонит фальсификат»

Леонид Багдасаров говорит, что некачественное зимнее дизельное топливо выпускают в первую очередь мини-НПЗ либо нефтебазы. Для этого они закупают неочищенные дистилляты, похожие на дизельное топливо – печное или судовое горючее, которое продается без акцизов, а значит, дешевле.

«Некачественное зимнее дизельное топливо – это, прежде всего, откровенный фальсификат, имеющий в составе депрессорные присадки, но при этом высокое содержание серы, – говорит Багдасаров. – Такое топливо – верный путь к выходу двигателя из строя.

Другое некачественное зимнее дизтопливо при нормальном содержании серы может содержать заниженное количество депрессорной присадки. Она дорогая, небольшие производители стараются ее экономить.

В результате при низких температурах топливо перестает фильтроваться, и двигатели глохнут».

Генеральный директор компании «Газпромнефть-Корпоративных продаж» Дмитрий Гузеев говорит, что дизельное топливо, выпущенное небольшими НПЗ, может иметь некоторые нормальные параметры качества, ведь производителю нужно его продавать. Однако ездить на дизтопливе, содержащем много серы, смогут только тракторы и грузовики старше 10 лет. Современные европейские большегрузы при работе на таком горючем неизбежно получат проблемы с топливной системой.

Для двигателя может стать проблемой вода, которой загрязнено дизтопливо. Вода может попасть в дизельное топливо в сырую погоду при негерметичности цистерны бензовоза или в результате разгерметизации подземного резервуара на АЗС. Само топливо способно впитывать влагу прямо из воздуха. Горючее, улучшенное с помощью присадок, лучше удерживает воду, вокруг каждой капельки которой в топливе собирается парафин, создающий проблемы при низких температурах.

По действующему регламенту предельное содержание воды в дизельном топливе – 200 ppm. Однако все крупные топливные компании работают по внутреннему техническому регламенту, который по некоторым показателям качества может предписывать более строгие требования к тем или иным параметрам.

Например, внутренний регламент «Газпром нефти» устанавливает предельно допустимое содержание воды в дизеле на уровне 50 ppm. Это создает дополнительный запас по качеству и защищает от риска снижения качества топлива в процессе транспортировки и хранения.

Сколько нужно зимнего дизельного топлива

Всего, по оценке Леонида Багдасарова, на топливном рынке сейчас 30 миллионов тонн потребляемого в год дизельного топлива соответствуют требованиям 5 класса технического регламента. Еще 9 миллионов тонн – фальсификат. Другие эксперты оценивают количество фальсификата в 10–15 миллионов тонн продающихся без акцизов нефтепродуктов.

Несмотря на очевидную потребность перевозчиков в зимнем дизельном топливе, эксперты говорят, что его производится вдвое меньше, чем нужно.

Тамара Митусова, доктор технических наук, заведующая отделом дизельных, печных, судовых, котельных топлив и присадок к ним ОАО «ВНИИ по переработке нефти», разработчик топлив и автор практически всех нормативных документов (ГОСТов и ТУ на топлива), в комментарии «АТИ» утверждает: производство зимних и арктических марок дизельного топлива составляет 20% от общего объема, остальные 80% – это летнее дизельное топливо. При этом, по разным оценкам, потребность в зимнем дизельном топливе составляет от 30 до 40% от общего объема его производства.

К чему может привести недостаток зимнего горючего, наглядно показала прошлой зимой ситуация, в которую попали дальнобойщики на Ямале.

В 50 километрах от Ноябрьска у поста ДПС «Карамовский» 45 дальнобойщиков на 37 машинах застряли на трассе в лютый 64-градусный мороз. Как сообщал сайт tyumentimes.

ru со ссылкой на одного из дальнобойщиков, рядом была автозаправка, но воспользоваться имевшимся там дизелем для своих машин дальнобойщики не могли – топливо было рассчитано на более высокую температуру воздуха.

Главное – сохранить качество

При транспортировке могут снизиться качества даже эталонного дизельного топлива. Только вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) на сегодняшний день полностью контролируют всю цепочку транспортировки и хранения топлива, от места добычи до точек реализации горючего. У этих компаний существуют специальные программы сохранения качества продукции на протяжении всей цепочки.

Это не значит, что на независимых АЗС качество топлива обязательно хуже. Просто у ВИНКов гораздо больше возможностей проконтролировать качество горючего в ходе поставок. От НПЗ до нефтебазы топливо везут в железнодорожных цистернах, оттуда до заправки – автоцистернами. И если ВИНКи контролируют каждый этап цепочки поставок топлива на АЗС, то независимый оператор заправочной станции может проверить качество топлива только при его приемке.

Любой владелец АЗС, разумеется, заботится о качестве продаваемого топлива, ведь любая информация о том, что он продает плохую солярку, может стать фатальной для его бизнеса.

Дмитрий Гузеев говорит, что «Газпром нефть» гарантирует потребителям качество продукции на всех своих и партнерских АЗС. По всей сети регулярно проводятся лабораторные исследования топлива. В случае нареканий по качеству компания-партнер исключается из партнерской программы.

«Мы контролируем качество топлива от завода до бака клиента, подчеркивает Гузеев. – «Газпром нефть» работает исключительно по техническому регламенту, определяющему четкие сроки начала и завершения реализации зимнего дизеля во всех регионах. Ориентируясь на запросы клиентов, мы вывели на рынок новое зимнее дизельное топливо с дополнительными морозоустойчивыми характеристиками».

Дмитрий Гузеев отметил, что в сети заправок «Газпромнефть» в настоящее время на 19 АЗС сети одновременно продаются два вида дизельного топлива – зимнее и межсезонное. Они отличаются друг от друга способностью противостоять воздействию мороза.

Межсезонное дизельное топливо можно использовать в переходный период (осень-зима, октябрь или зима-весна, апрель), а также в регионах СКФО и Краснодарского края круглый год.

Зимнее же дизтопливо предназначено для использования в холодное время года и имеет способности не густеть и не замерзать вплоть до минус 35 С.

Наличие двух видов дизтоплива на АЗС позволяет автоперевозчику выбирать топливо в зависимости от региона назначения и гибко реагировать на изменение температурных условий. Учитывая, что стоимость зимнего топлива выше, чем межсезонного, это еще и возможность сэкономить.

Владимир Ардашов, дальнобойщик с 36-летним стажем, говорит, что никогда не останавливался из-за некачественного дизельного топлива. «Я работаю по северам: Тюмень, Нижневартовск, Сургут. Заправляюсь на «Газпром-нефти», и у меня никогда не было такого, чтобы я стоял. А те, кто стоит, видимо, дешевую солярку покупают», – рассказал «Вслух.ру» Ардашов.

Практические советы:

  1. Лучше всего заправляться на проверенных АЗС, гарантирующих качество своей продукции.

  2. Не поленитесь заглянуть в паспорт качества продукции, который должен находиться на заправке. Если паспорта нет в общем доступе, можно потребовать его у оператора. В документе будет указан производитель и основные физико-химические параметры топлива. В зимний период это: температура помутнения (при которой топливо приобретает белесый оттенок) и предельная температура фильтруемости, при которой двигатель может не получить топлива, или топливный насос высокого давления замерзнет.

  3. Для безопасной эксплуатации двигателя в зимнее время лучше из предельной температуры фильтруемости, указанной в паспорте качества, вычитать 3–4 градуса в сторону плюса. Это даст необходимый зазор для безопасного запуска двигателя. Например, если в паспорте качества на АЗС написано, что предельная температура фильтруемости дизтоплива фактически равна минус 37, делаем вывод, что безопасно пользоваться этим топливом до минус 33–34С.

  4. Если маршрут пролегает по регионам с большой разницей температур, используйте преимущества заправок, продающих два вида топлива: зимнее и межсезонное.

реклама

Источник: https://vsluh.ru/news/economics/325860

Амистад: продажа топлива оптом

Одним из параметров классификации дизельного топлива является цетановое число, которое показывает степень его воспламеняемости. Качественный показатель для бензинов – октановое число – определяет стойкость бензина к детонации. Поэтому можно говорить, что цетановое и октановое число в дизельном топливе и бензине обратны друг другу.

Цетановое число (ЦЧ)

В дизельных двигателях топливо зажигается не от искры, как в бензиновых, а самостоятельно воспламеняется в результате высокого давления. Цетановое число характеризует воспламеняемость и качество сгорания дизельного топлива в двигателе. Топливная смесь с более высоким ЦЧ имеет меньший период задержки, сгорает спокойнее и полнее, чем с низким. Кроме того, такое ДТ легче и производит меньше дыма.

Оптимальное цетановое число дизельного топлива для стандартных моторов составляет от 40 до 55 по ГОСТу. Если ЦЧ выше 55, топливо не успевает полностью сгорать в цилиндрах. Цетановое число зимнего топлива выше, чем летнего, из-за необходимости работать при низких температурах. Также эти два вида топлива отличаются химическим составом.

Определение цетанового числа происходит путем расчета объемной доли цетана в специальной топливной смеси, у которой такой же период задержки воспламеняемости, как у тестируемого образца. Для этого цетан (по-другому гексадекан) смешивают с альфаметилнафталином и высчитывают объем цетана, принимая его индекс за 100.

Повышение цетанового числа

Размер цетанового числа зависит от наличия в составе дизеля парафинов, олефинов, нафтенов, ароматических углеводородов. Производство топлива с высоким ЦЧ не всегда возможно и требует больше затрат. Поэтому для повышения цетанового числа используют специальные присадки.

Присадка для увеличения цетанового числа улучшает воспламеняемость топлива, увеличивает полноту сгорания, облегчает запуск мотора и снижает количество выбросов в атмосферу. В основе присадок лежат алкилнитриты, которые в будущем могут быть вытеснены алкилпероксидами.

Октановое число (ОЧ)

Октановое число бензина показывает его устойчивость к детонации – воспламенению при сжатии в цилиндрах. Требования к детонационной стойкости топлива зависят от параметров двигателя, поэтому октановое число – показатель не столько качества бензина, сколько его соответствия характеристикам мотора.

Методы определения ОЧ

Определение октанового числа сходно с определением цетанового. Но здесь в качестве эталона используют смесь изооктана (у которого ОЧ -100) с н-гептаном (ОЧ-0) с такими же характеристиками, как у опытного образца бензина. А затем определяется объем изооктана, который и соответствует искомому октановому числу.

Эту процедуру называют исследовательским методом измерения октанового числа, отсюда буква И в маркировке АИ. Также может применяться моторный метод, при котором испытания проводятся в условиях реальной езды.

Для каждой величины октанового числа устанавливается своя степень сжатия для обоих методов измерения, эти стандартные параметры приведены в таблице октановых чисел.

Как повысить октановое число

Топливо с низким октановым числом воспламеняется раньше, чем с высоким, и при несоответствии требованиям двигателя может привести к детонации, то есть взрыву. Для повышения ОЧ часто используют антидетонационные присадки, наиболее безопасной из которых является метил-трет-бутиловый эфир. Это нетоксичное вещество имеет октановое число выше 100, обеспечивает полное сгорание топлива и снижает выбросы углекислого газа.

Сегодня появились специальные приборы для проверки октанового числа, которые позволяют за короткое время проверить бензин прямо на АЗС.

Источник: https://oilselling.ru/2017/11/19/cetanovoe-i-oktanovoe-chislo/

Октановое и цетановое число: в чем разница?

Сегодня мы поговорим о таком редко обсуждаемом обывателями явлении, как октановое и цетановое числа в топливе. Что это такое в сравнении одно с другим? В чем разница? Где применяется октан, а где цетан? И нужно ли мне это знать?

Октановое число

Начнем с основ, самого простого и распространенного показателя, октанового числа. Он используется в качестве шкалы оценки бензина. Октановое число, как слышали скорее всего многие, является показателем, который характеризует детонационную стойкость бензина, то есть возможность топливу сопротивляться самопроизвольному воспламенению при сжатии.

Что это означает? Бензин с более высоким октановым показателем может быть сжат до более высоких атмосфер (высокого давления), при этом топливовоздушная смесь не воспламенится раньше времени. Иными словами, можно подвести такой вывод под одной из тех цифр, что мы обычной видим на заправках: 92, 95, 98, – это показатель того, насколько вы можете сжать воздушнотопливную смесь прежде чем бензин в ней загорится.

C₈H₁₈ Макет октана

Если происходит преждевременное возгорание топлива, до того, как в заданный промежуток времени проскочит электрическая искра, мы получим так называемую детонацию, крайне вредное для любого мотора явление, с которым инженеры уже давно научились бороться. Как видим, в том числе при помощи топлива.

Кстати, а знали ли вы, что шкала алканов, в которые входят в том числе и октаны, простирается от 0, этот показатель соответствует гептану (C₇H₁₆) до показателя в 100 единиц, что соответствует октану (C₈H₁₈)? Теперь знаете или по крайней мере вспомнили. Вот такое небольшое отступление в химические дебри школьной программы.

Чем еще полезен высокооктановый бензин, кроме отсутствия или минимального присутствия возможности детонации? При высоком показателе компрессии двигатель способен развить больше крутящего момента при одном и том же объеме израсходованного топлива. То есть, двигатель становится эффективным. При этом двигатель позволяет заранее выставить фазы, что даст временной запас при движении поршня в верхнюю мертвую точку и оптимально поджечь смесь.

И наконец, благодаря вышеназванным плюсам, высокооктановое топливо лучше работает в двигателях с турбинами и нагнетателями.

Пару слов о низкооктановом бензине. Все те показатели, только со знаком минус, наблюдаются у топлива с низким октановым числом. Этим обусловлено использования бензинов АИ-80, 92 и в относительно маломощных атмосферных моторах.

Цетановое число

Цетан используется для схожей шкалы оценки, только у дизельного топлива. Характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки горения рабочей смеси.

Что это значит? Это измерение временного промежутка, с того момента, когда топливо впрыскивается в цилиндр и когда это топливо начинает гореть. По науке – промежуток времени, проходящий от впрыска топлива в цилиндр до начала его воспламенения.

Высокое цетановое число дизельного топлива, будет являться измеренным показателем того, насколько топливо быстро воспламеняется после впрыска в цилиндры. И, наоборот, низкое цетановое число, означает, что для поджигания топлива потребуется некоторый временной промежуток.

C16H34 Макет цетана 

Измеряется показатель цетана также по шкале углеводородов, крайний левый в которой будет 1-метилнафталин, (C11H10) – отображается 0, 100 – цетан (C16H34).

Преимущество ускоренного возгорания дизельного топлива заключается в том, что двигатель работающий на нем может развивать больше крутящего момента, задержка зажигания будет минимальной, скорость набора оборотов будет выше. Синхронизация работы фаз при помощи работы двигателя на высокоцетановом топливе может проводиться более точно, воспламеняя топливовоздушную смесь в тот момент, когда требуется развить максимальный крутящий момент.

Финальным плюсом высокого показателя цетана можно назвать низкие выбросы углеводородов в атмосферу, поскольку такое топливо сгорает полнее. Но, при этом, как показывают исследования, твердых частиц из выхлопной трубы выбрасывается больше, чем у дизельного топлива с низким показателем цетана.

Как бы то ни было, чем выше цетановое число, тем лучше, это показатель более качественного ДТ.

Надеемся теперь вопросов не возникнет.

взято с -канала: «Engineering Explained»

Источник: https://1gai.ru/baza-znaniy/sovety/520548-oktanovoe-i-cetanovoe-chislo-v-chem-raznica.html

Цетановое число в дизельном топливе: что это, как определить, как повысить?

За годы успешного использования дизельного топлива в качестве горючего для легковых автомобилей опытные водители на собственном опыте смогли убедиться во всех его преимуществах. Но для того чтобы избежать любых неожиданностей на дороге, просто необходимо знать всё об используемой для машины солярке, её характеристиках, чтобы иметь возможность грамотно и быстро среагировать в случае необходимости.

Что такое цетановое число?

Цетановое число – одна из важнейших характеристик, которая, по сути, определяет способность жидкости самовоспламеняться или воспламеняться.

Для того чтобы определить его величину специалистам необходимо провести измерения времени задержки, которое проходит между поступлением жидкости в цилиндр мотора до начала процесса горения.

Это означает, что чем меньше период времени, который требуется для воспламенения топлива, тем проще будет запустить двигатель, сократить время «белого дымления». Более высокое цетановое число позволит ускорить работу двигателя и повысить его мощность.

Почему стоит знать, что такое цетановое число?

Характеристика определяет экологичность используемого горючего и зависит от его углеводородного состава. В зависимости от доли содержащихся в топливе парафиновых и ароматических углеводородов будут меняться и качественные характеристики продукта (под воздействием высокого содержания первых воспламеняемость будет происходить быстрее, а увеличение доли вторых – к замедлению этого процесса).

Низкое цетановое число (меньше 40) приводит к тому, что с использованием такого дизтоплива двигатель будет работать на холостом ходу с характерным «дизельным стуком», а все трущиеся детали и узлы – с повышенным износом. При этом стоит отметить, что рассчитывать на нормальную работу машины можно при цетановом числе:

  • более 40 при использовании топлива для грузовых автомобилей,
  • от 55 – для легковых машин,
  • до 20 – для крупных судов.

Также стоит отметить, что для зимних марок дизельного топлива характерно наличие более высоких показателей в сравнении с летними, что позволяет существенно облегчить пуск двигателя в холодное время года.

Как определяют цетановое число?

Для того чтобы определить цетановое число, необходимо знать время, за которое происходит воспламенение смеси из α-метилнафталина и цетана. Полученные данные сравнивают с эталонным значением, приравненном к 100 %. В нашей стране действует стандарт качества, которым регламентирована нижняя граница для топлива всех типов: она не должна составлять меньше 40. Почему это важно?

  1. Для того чтобы обеспечить работу двигателя в оптимальном для него режиме, необходимо использовать топливо, у которого цетановое число находится на уровне 40-55.
  2. С использованием топлива с более низким показателем, чем рекомендуется, из-за задержки воспламенения снижается давление рабочего хода с одновременным снижением мощности.
  3. Увеличение цетанового числа на уровень выше 55 также не рекомендуется, так как в этом случае дизтопливо будет сгорать не полностью, образуя при этом большое количество копоти и сажи. Кроме того, существенно увеличится расход топлива.

Именно поэтому дизельное топливо с цетановым числом 55 является продуктом премиум-класса.

Почему рекомендуется использование дизельного топлива по сезону

 Достаточно часто возникает вопрос о том, что с увеличением цетанового числа для зимних марок горючего повышается и качество топлива в целом. Следовательно, у многих возникает желание использовать зимнюю марку дизеля в летнее время. Но стоит учитывать, что нельзя сказать, что все эксплуатационные характеристики и качественные показатели определяются исключительно величиной цетанового числа.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как работает регулятор давления воздуха

В данном случае важно использовать топливо, параметры которого находятся в пределах, рекомендованных производителем автомобиля. При превышении этого значения одновременно с более высокими расходами на само топливо увеличится и его расход, снизится экологичность. В обратной ситуации при более низком цетановом числе, чем требуется, будет происходить повышенный износ деталей, двигатель в целом будет работать в более жёстком режиме.

Если проанализировать возможности использования летом зимних марок дизельного топлива, то стоит обратить внимание на то, что в сравнении с летними они будут иметь разный химический состав. В первом случае для предотвращения застывания в холодное время года из нефтепродукта искусственно удаляют часть парафиновых углеводородов, которые и становятся причиной превращения жидкого топлива в гель, который топливная система не способна прокачать.

Но такой подход одновременно приводит к общему ухудшению характеристик. В связи с этим производителями используются специальные присадки как компенсатор, но полностью это сделать невозможно.

В итоге мотор будет работать с немного меньшей мощностью, более интенсивным коксообразованием, худшими показателями приемистости. К тому же не стоит забывать и о том, что дизельное топливо зимних марок дороже летних.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что ничего смертельного для автомобиля при такой замене не будет, но она просто не имеет смысла и дополнительных преимуществ.

ООО «Компания «Нипетойл» предлагает свои услуги по организации поставок дизельного топлива в любом необходимом объёме в Москве и области. Мы предлагаем оперативную доставку, пунктуальность, доступные цены, чёткое соблюдение правил перевозки, наличие большого автопарка спецтехники, соответствующей всем современным стандартам.

Источник: https://www.nipetoil.ru/stati/tsetanovoe-chislo-v-dizelnom-toplive-chto-eto,-kak-opredelit,-kak-povysit

Как сэкономить солярку и продлить ресурс двигателя

Часто ли вам приходилось слышать, как водитель грузовика или трактора жалуется, что движок плохо заводится, дымит и не тянет. Виной тому низкое качество дизельного топлива. Кажется, теперь эту проблему можно решить, имея под рукой флакон с цетаноповышающей присадкой 2-этилгексилнитрат от компании «Одуванчик».

Скупой платит дважды

Откуда же в баках тракторов и комбайнов берется плохая солярка? От нашей тяги к экономии. Удалось приобрести по дешевке несколько тонн дизтоп- лива и радуемся. И не хотим вспоминать, что скупой платит дважды. Сначала за дешевое топ-

ливо, а потом за изношенный раньше срока двигатель.

Просто так никто не продаст солярку дешевле рыночной цены. В России официально работают сотни НПЗ и не все из них контролируют качество выпускаемого дизельного топлива. Такое топливо стоит недорого, но горит плохо.

И даже крупные нефтеперерабатывающие российские заводы в своем большинстве производят дизельное топливо с цетановым числом не выше 48 единиц. В то же время как современные высоко-
оборотные двигатели рассчитаны на солярку с цетановым числом 51-53 единицы, что соответствует экологическим стандартам Евро-4 и Евро-5.

Получение топлива с такими характеристиками требует либо радикальной модернизации нефтеперерабатывающих предприятий, либо введения цетаноповышающих присадок.

Что такое  цетановое число

Одно из важнейших качеств дизельного топлива – это его способность к воспламеняемости и самовоспламеняемости, которая выражается цетановым числом.

Эта характеристика измеряется временем задержки от поступления топлива в цилиндр двигателя до начала его горения. Чем выше цетановое число топлива, тем короче период воспламенения, и тем легче запускается двигатель, и меньшее время занимает «белое дымление».

Кроме того, высокое цетановое число ускоряет работу двигателя и значительно увеличивает его мощность.

Каково оптимальное значение

При цетановом числе меньше 40 резко возрастает задержка горения (время между началом впрыскивания и воспламенением топлива) и скорость нарастания давления в камере сгорания, увеличивается износ двигателя: на холостом ходу появляется так называемый «дизельный стук», подшипники и другие детали гораздо быстрее изнашиваются.

Стандартное топливо характеризуется цетановым числом 48-50, а топливо высшего качества (премиальное) имеет цетановое число 51-55.

Цетановое число должно отличаться для зимнего и летнего топлива: зимой этот показатель должен быть выше, чем летом.

Как измерить

Метод для измерения цетанового числа довольно сложен, в Алтайском крае нет ни одной аккредитованной лаборатории, выполняющей анализ цетанового числа. Поэтому потребителям дизельного топлива приходится доверять продавцам.

Как повысить

Цетановое число увеличивается с помощью специальных присадок, которые компенсируют его недостающие единицы.

Компания «Одуванчик» предлагает использовать для этой цели высокочистый 2-этилгексилнитрат. Это достаточно известная присадка, прошедшая испытания на просторах нашей страны. Так, по данным Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти, испытательной лаборатории «Ачинского НПЗ Восточной нефтяной компании» и ЗАО «Кемиру» (Челябинск), добавка в определенных количествах 2-этилгексилнитрата в стандартную солярку:

– продлевает срок службы топливной аппаратуры на 15-20%,

– снижает расход топлива до 5%,

– увеличивает мощность двигателя,

– облегчает зимний пуск и снижает эмиссию сизого дыма,

– сглаживает жесткость и шумность работы двигателя,

– предотвращает отложения на форсунках и камере сгорания,

– обладает антикоррозионными свойствами.

2-этилгексилнитрат хорош тем, что может применяться вместе с противоизносными и депрессорно-диспергирующими присадками с полным сохранением характеристик дизельного топлива, в том числе и по длительному хранению.

Ее можно применять как на 
нефтеперерабатывающих заводах и заправочных станциях, так самостоятельно непосредственно в топливный бак перед заправкой.

Как использовать

Приготовить смесь довольно просто: добавить в не совсем пустой топливный бак полпроцента от предполагаемого объема смеси, а затем долить туда же остальную солярку.

Убедитесь на собственном опыте, приняв участие в бесплатном исследовании.

Фермер Сергей Иванович Афанасьев, труженик с 36-летним стажем: 
«Стараемся применять современные способы возделывания посевных культур, в прошлом году приобрел трактор John Deere.

Поначалу брал обычную солярку с местной АЗС, но после того как периодически стала загораться лампа «ошибка работы двигателя», задумался, от чего это могло произойти, ведь особых отклонений по вспышке и плотности дизеля в лаборатории выявлено не было. Начал искать информацию в Интернете и наткнулся на сайт с необычным, но запоминающимся названием фирмы «Одуванчик».

Приобрел на пробу 200 литров присадки и вопрос с ошибкой был решен. Отработав на этой присадке всю посевную, заметил, что трактор поехал «повеселее», да и расход порадовал».

Водитель бензовоза Алексей Попов – опытный дальнобойщик, исколесивший всю Россию от Петербурга до Владивостока:
«Работаю с компанией «Одуванчик» уже более пяти лет, имею собственный бензовоз.

В начале года предложили поучаствовать в испытании присадки для дизеля. Заправляясь по всей стране, могу сказать, что не везде удается залиться качественным топливом.

Проведя испытание, отметил, что запуск стал легче, двигатель работает ровно и хорошо тянет, особенно при прохождении перевалов в Уральских горах, расход упал на 3%».

Справка
ООО «Одуванчик» – официальный представитель заводов ОАО «Волжский Оргсинтез» и ТОО «Компания Нефтехим ЛТД» Казахстан, один из крупнейших поставщиков в России высокооктановых присадок и присадок для дизельного топлива, является аккредитованным участником Санкт-Питербургской международной товарно-сырьевой биржи.
Обратиться можно по адресу: г.Барнаул, пл. Баварина, 2, оф. 900, телефон: 8-800-500-4740.

Источник: https://ap22.ru/paper/Kak-sekonomit-solyarku-i-prodlit-resurs-dvigatelya.html

Что такое цетановое число дизельного топлива, как его повысить

Работа дизеля во многом зависит от качества сгорания топливовоздушной смеси. В первую очередь от момента воспламенения топливного заряда. Распыленное под огромным давлением на мельчайшие капли дизельное горючее зажигается разогретым до температуры в 300-400оС кислородом воздуха.

Совет! Как сделать биодизель своими руками?

Способность реагировать с воспламенением смеси характеризует цетановое число дизельного топлива. Его еще можно условно сравнить с октановой характеристикой бензина, но в обратном смысле. Октановое число показывает высокую стойкость к преждевременному воспламенению, цетановое говорит о способности соляра самовоспламеняться. По сути, это условная величина качества, полученная при моторных испытаниях горения дизтоплива.

Высокое цетановое число обеспечивает в работе:

  • мягкий, малошумный режим работы;
  • прекрасные тяговые параметры дизеля;
  • полное сгорание смеси без перегрева мотора из-за догорания остатков в конце цикла;
  • минимальное изнашивание деталей цилиндро-поршневой группы.

Важно! Кроме цетанового числа, существует ряд показателей, не менее важных для дизтоплива, например, йодное число, стойкость к окислению и температура замерзания. Поэтому химию дизельного топлива определяют, как разумный баланс между всеми показателями.

Цетановое число дизельного топлива показывает его способность воспламеняться и сгорать в дизеле самым оптимальным способом. Основой для определения качества служат характеристики горения высшего парафина С16Н34 – цетана. Стойкость этого соединения к преждевременному воспламенению приняли за 100 баллов, стойкость его антагониста метилнафталина определили, как нулевую.

По аналогии с процедурой получения октанового числа бензина, смешивая эти два соединения, получали ряд эталонных составов с точным показателем цетанового числа. Для его определения проверяемое дизтопливо используют в специальной одноцилиндровой установке для определения цетанового числа.

По сути, это модифицированный дизельный двигатель, позволяющий менять ряд условий работы, в том числе степень сжатия топливовоздушной смеси.

Полученные задержки времени воспламенения пробы топлива в нескольких точках камеры сгорания двигателя сравнивают с характеристиками эталонных составов и устанавливают ближайшее соответствующее цетановое число.

В особо ответственных случаях в качестве прибора для определения цетанового числа дизельного топлива используют устройство спектрального анализа, позволяющее установить химический состав горючего и рассчитать цетановое число по справочным значениям химических соединений.

От чего зависит

Дизельное горючее можно представить, как «сборную солянку» из различных углеводородов. Большей частью в составе представлены:

  • парафиновые углеводороды С10-С16 с прямой молекулой, а также их изомеры;
  • ароматические углеводороды;
  • непредельные соединения – олефиновые углеводороды с количеством атомов в молекуле от 8 до 13;
  • нафтеновые углеводороды.

Специфика производства дизтоплива во многом зависит от состава исходного сырья – нефти. Светлые сорта сырой нефти дают выход с высоким содержанием легких парафинов и высоким цетановым показателем. Тяжелая нефть требует глубокой переработки с выделением изомеров парафиновых углеводородов. В итоге высокое качество горючего требует дополнительных затрат.

Первая категория соединений составляет большую часть химсостава. Наличие нафтеновых углеводородов в дизельном топливе тоже благоприятно сказывается на его цетановом показателе. Эти две категории наиболее желанны для повышения качества соляра.

Непредельные углеводороды не так желательны в топливе. Во-первых, это ценное сырье для нефтехимической промышленности. Во-вторых, из-за высокой реакционной способности олефины самопроизвольно полимеризуются в тяжелые смолистые и вязкие осадки, способные забивать фильтры и засорять форсунки дизелей.

Ароматические соединения при всех положительных факторах стараются удалять из дизельного топлива по следующим причинам:

  1. Низкое содержание водорода и высокая молекулярная масса дают неполное сгорание и образование большого количества канцерогенных веществ. Отдельные ароматические углеводороды, такие как бензол и толуол, вообще являются ядами и канцерогенами. При работе на переходных режимах содержание ароматики в выхлопных газах резко повышается, поэтому требует специальных защитных систем дожигания в катализаторах.
  2. Поглощение в больших количествах влаги из насыщенного водяными парами воздуха. Ее наличие в горючем способствует образованию ледяных пробок при низких температурах окружающей среды. Кроме того, вода отрицательно влияет на условия работы форсунок.

Высокие значения цетанового индекса не всегда положительно влияют на качество сгорания воздушно-топливной смеси. На переходных режимах работы, например, в условиях непрогретого двигателя, при очень низких температурах воздуха или постоянных, резких изменениях оборотов двигателя горючее с высоким цетановым индексом сгорает не полностью, что может вызвать проблемы с поршневыми кольцами и распылительными отверстиями форсунок.

Наиболее оптимальными характеристиками дизельного топлива, в том числе цетанового показателя, на сегодняшний день признано топливо по стандартам ЕВРО-5. С 2016 г. в РФ все импортированное дизельное топливо должно соответствовать пятому стандарту, а именно:

  • цетановое число – 51;
  • серы – не более 10 мг/кг;
  • ароматических соединений – не более 11%
  • воды — не более 200 мг/кг;
  • зольность – не более 0,01% от массы.

Необычные варианты повышения качества дизельного горючего

Кроме проверенных временем химических и технологических методик повышения цетановой характеристики дизтоплива, предложены и испытаны на практике две нестандартные системы, способные существенно улучшать качество горения горючего.

Конверсионная схема

В этой системе часть соляра в смеси с водой с помощью тепла выхлопных газов нагревается в специальном баке до температуры разложения на водород и СО. С помощью газового регулятора полученные газы просто впрыскиваются в воздушный коллектор дизеля. Водород, имеющий небольшое цетановое число, в смеси с парами дизельного горючего улучшает его цетановые характеристики минимум на 10-15% и снижает общий расход топлива на 15-20%.

Применение диметилового эфира

В обычных условиях диметиловый эфир представляет собой газ, обладающий показателем выше 70. Небольшая добавка в воздушный коллектор дизеля способна исключить сажеобразование и несгорание соляра в переходных процессах работы мотора. Примерный расход эфира составляет 5% от массы сгоревшего дизельного горючего.

Интересно! Самым простым и необычным устройством, используемым для улучшения качества горения топлива, был генератор водяного пара. Нагреваемая и испаряемая с помощью выхлопных газов вода впрыскивалась в поток воздуха, засасываемого дизелем в количестве 2-5% от массы топлива. В итоге улучалось горение солярки, цетановый индекс процесса поднимался до 50-55 ед.

Дополнительно информацию о цетановом числе можно найти на видео:

Источник: https://mashintop.ru/articles.php?id=2622

Цетановое число. Что означает и как его поднять? — АвтоЖидкость

Буквально десять лет назад большинство автолюбителей, имевших в собственности бензиновые модели авто, потешались над хозяевами машин с дизельным силовым агрегатом. Но прошло несколько лет и на дорогах стало в десятки раз больше именно последних.

А добавив к этому возросшее количество грузового транспорта, потребляющего исключительно дизельное топливо, получим перевес данных двигателей над бензиновыми аналогами. Статистика это, безусловно, вещь полезная.

Но как быть с проблемой некачественного топлива? И каким образом автовладелец может самостоятельно определить или улучшить качество заправляемого дизеля? Ответить на обозначенные вопросы можно лишь после того, как подробно ознакомиться с таким понятием, как цетановое число дизельного топлива.

Зачем знать цетановое число?

Зная параметр цетанового числа, можно определить степень экологичности топлива, потому что на способность жидкости к самовоспламенению оказывает влияние углеводородный состав.

К примеру, соединения, содержащие в составе парафин, подвержены воспламенению в большей степени, нежели ароматические углеводороды. Соответственно, чем меньше в составе топлива будет именно ароматических углеводородов, тем большим будет параметр цетанового числа.

Если рассматриваемое число в дизельном топливе будет меньше 40, тогда мотор автомобиля будет функционировать на пределе своих возможностей. Очень часто в таком жёстком режиме появляется глухой стук на холостых оборотах, а также идёт более быстрый износ всех деталей механизма.

Какие стандарты приняты в странах ЕС, а какие в России?

Высокое значение цетанового числа не является показателем самого качественного топлива. Оптимальное значение находится в диапазоне от 50 до 60. Данные значения характерны для топлива, которое рекомендуется для автомобилей с двигателем стандарта Евро 5.

Если значение цетанового числа будет выходить за обозначенные рамки в большую сторону, то топливо можно назвать «перенасыщенным». То есть каждое последующее увеличение параметра не будет иметь смысла.

Согласно требованиям отечественных ГОСТов значение цетанового числа должно быть не менее 45. Такая граница является предельно низким допустимым значением. По стандартам стран ЕС нижний порог находится на отметке 48.

Как увеличить значение цетанового числа?

Безусловно, на качество дизеля оказывает влияние не только цетановое число. Проблема повышения качества дизельного топлива остаётся для автолюбителей одной из самых актуальных. Ни для кого не секрет, что большинство нефтеперерабатывающих предприятий страны стараются выпускать топлива со значением цетанового числа по нижней допустимой стандартами границе.

Для повышения цетанового числа необходимо использовать специальные цетан-корректоры, способные компенсировать недостающие элементы.

Продукция подобного рода влияет на улучшение воспламеняемости топлива, обеспечивая при этом безболезненный запуск мотора даже в условиях отрицательных температур. Кроме того, присадки влияют на работу двигателя, делая её более ровной, а также уменьшают объёмы выхлопов и снижают шум работы двигателя.

Источник: https://avtozhidkost.ru/tsetanovoe-chislo-dizelnogo-topliva-chto-oznachaet/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Эксперт по технике
Блокировка мтз 80 как переделать на механическую

Закрыть