Рынок аренды спецтехники: особенности в России

Аренда строительной техники

ТОП 5 видов наиболее востребованной спецтехники

Спецтехнику делят на несколько категорий:

  • подъемная техника;
  • строительная техника;
  • сельскохозяйственная техника.

К одним из самых востребованных в аренде, конечно, относится кран-манипулятор, который может быть использован как для подъема груза, так и для его перевозки.

Почти также популярна аренда экскаватора-погрузчика. Его преимущество в том, что он может не только рыть землю в независимости от сезона, но и выполнять погрузочно-разгрузочные работы. Если при этом экскаватор-погрузчик укомплектован ударным гидромолотом, то это еще больше расширяет его функционал.

Практически везде требуется в аренду самосвал, который незаменим при перевозке сыпучих грузов. Большим спросом пользуется автовышка, арендуют ее не только строители, но и коммунальщики.

Котируется также бульдозер. Он используется для прокладки коммуникаций, строительства дорог, засыпки котлованов и благоустройства территории. Например,  бульдозер Д-75 может быть арендован как коммунальными службами для расчистки территорий, так и дорожно-строительными.

Но, конечно, многое зависит от региона и суммы, которую вы можете себе позволить вложить в бизнес. Обычно экскаватор и автокран окупаются довольно быстро и приносят хорошую прибыль. Самосвал лучше брать китайский. За 1500 000 миллиона можно купить вполне приличный (не новый!) самосвал, а автовышку можно приобрести за 2,5 миллиона рублей.

Как начать бизнес с минимальными рисками

К сожалению, бизнес на аренде спецтехники имеет свои риски. Какие факторы можно к ним отнести?

Конкуренция. В этом сегменте рынка она достаточно жесткая. На нем с одной стороны выступают дилерские центры и старожилы рынка, которые могут предоставить большой выбор брендовой техники. С другой — дорожно-строительные и нефтегазовые предприятия. Техника у них высокого качества, но сдается либо по остаточному принципу (берите то, что нам сейчас не нужно) либо с последующим выкупом. Но мало какая фирма может похвастаться широким спектром наименований предоставляемых в аренду машин.

Зависимость от ситуации на строительном рынке, которая в любую минуту может измениться.

Высокий процент неплатежей или несвоевременной оплаты. Это один из основных рисков, с которыми приходится сталкиваться арендаторам.

Немного проще вести бизнес по франшизе. Франчайзинг поможет несколько снизить риски, но все равно потребует солидных инвестиций. На российском рынке франшиз по аренде спецтехники не так много. К ним можно отнести следующие.

Франшиза №1 «Техсила РФ

Франшиза основана на диспетчеризации. На старте нужно вложить 90 тысяч рублей, роялти — 2000 рублей. Вложения должны окупиться за три месяца.

Франшиза №2.«Спецтехника

В основе франшизы также лежат услуги диспетчера. В такую франшизу необходимо инвестировать 64 тысячи рублей, Что касается роялти, то нужно платить 5% от прибыли раз в три месяца. Все инвестиции должны окупиться за 3-4 месяца.

Франшиза №3 «СтройTaxi

Основной вид деятельности — предоставление услуг по аренде спецтехники. Франшиза подразумевает инвестиции в 30 тысяч рублей и срок окупаемости от четырех месяцев.

Стоит ли остановиться на франчайзинге или запускать с бизнес с нуля, нужно хорошо подумать, взвешивая все “за”и “против”.

Аренда строительной спецтехники: финансовые особенности

Обратите внимание, что при покупке спецтехники её стоимость отражается в балансе, поэтому у компании возникает обязанность в уплате имущественного налога. При аренде строительной спецтехники налог на имущество уплачивает арендодатель. Хотя следует обратить внимание на один нюанс: в некоторых случаях (как правило, при долгосрочной аренде) в договоре может быть прописано, что балансодержателем арендованной техники становится арендатор

Хотя следует обратить внимание на один нюанс: в некоторых случаях (как правило, при долгосрочной аренде) в договоре может быть прописано, что балансодержателем арендованной техники становится арендатор. Затраты, связанные с уплатой арендных платежей, относятся к расходам и уменьшают базу по налогу на прибыль

Экономия небольшая, но всё же это экономия

Затраты, связанные с уплатой арендных платежей, относятся к расходам и уменьшают базу по налогу на прибыль. Экономия небольшая, но всё же это экономия.

Разумеется, для крупных строительных компаний, имеющих большой объём заказов, свободный доступ к заёмным средствам и высококвалифицированный персонал, часто более выгодно приобретать технику, хотя и в этом случае иногда прибегают к её аренде.

Что покупается для сдачи в аренду

Благодаря развитой сети дистрибуции мировых производителей, в России доступна практически любая техника. Несмотря на достаточный ассортимент, отечественные компании оставляют за собой несколько традиционные предпочтения, основанные на приемлемости бюджета, отказоустойчивости, бюджете обслуживания.

министративный ресурс. Введенный в последние годы утилизационный сбор заметно снизил собственные покупки подрядчиков. Затруднения, которые испытывает руководство строительных компаний, одновременно насыщают рынок спросом на различную технику. Ее всегда можно подобрать в арсенале предложений.

Сезонность и другие влияющие факторы

К числу самых популярных машин, привлекаемых для выполнения механизированных работ, относится универсальная техника. Это мобильный кран-манипулятор, самосвал под различные грузы или различные модификации экскаваторов. Такое оборудование чаще оснащается шасси, востребовано в течение всего года.

Если же брать во внимание экскаваторы погрузчики и тракторы МТЗ, они более востребованы в летнее время. Зимой обеспечить отсутствие простоев такой технике сложно – зачастую уборкой снега уже заняты мощности конкурентов

Строительная техника, такая как кран-манипулятор или самосвал, востребована в любое время года.

Важной спецификой рынка аренды спецтехники в России остается низкая ориентированность компаний под клиента. Часто желание инвесторов использовать имеющиеся мощности под максимальный ресурс превышает необходимость расширения автопарка

Результат низкой востребованности ассортимента является вполне логичным.

Одним из влияющих факторов отрасли является ад

Какая техника в зоне спроса

Статистика ритейла специальной техники показывает, что более половины машин и оборудования сразу приобретаются с расчетом сдачи в аренду. Вскоре они отрабатывают свой ресурс и тогда требуется выкуп погрузчиков и другой спецтехники. Ситуация объясняется достаточно просто, поскольку не все строительные и обслуживающие компании в состоянии содержать технику для кратковременного использования. Профильные компании, специализирующиеся на инвестировании, получают прибыль там, где бы строительные организации фиксировали простой.

Что пользуется спросом:

Первое место по популярности традиционно остается за тонарами и самосвалами. Возможность выбора необходимого тоннажа грузовой саморазгружаемой техники обеспечивает рынок 11.7 % спроса. Второе место в зоне внимания заказчиков сохраняется за грузовиками с длинной платформой (9,1%), — экономичным транспортом, который активно используется для перевозки грузов различного назначения. Замыкает тройку лидеров автокран как одна из самых необходимых единиц техники для обеспечения строительных площадок. Спрос на уровне 6,8%.

Для понимания проблематики рынка аренды погрузчиков и другой спецтехники на диаграмму нанесены данные предложения – фактической оснащенности отечественных арендуемых автопарков. Статистика подтверждает низкую ориентированность инвесторов на данные исследований, либо увеличение емкости рынка только за счет списанной и впоследствии восстановленной техники. Указанная проблематика касается именно лидеров рынка спецтехники в аренду – самосвалов и грузовиков. С другой стороны, свободная зона превышения предложения над спросом оставляет собственникам автопарков горизонты для внесения корректировок в ценообразование. В свою очередь недостаток предложения по самосвалам явно указывает на достаточную емкость этого сегмента.

Пути обновления парков техники

Весной отечественным арендным компаниям пришлось перейти на пополнение своих парков родной техникой. С января по март прирост продаж составил 39%. Естественно, на коне сейчас и строительные машины из Поднебесной: за период с 2019 по 2022 годы их доля увеличилась с 10 до 41%.

Слабым местом рынка по-прежнему остаётся послепродажное обслуживание. Это затронуло как крупных игроков, которые ранее представляли европейские и американские бренды, так и дилеров некоторых азиатских компаний. Вроде и сервисные бригады обучены, могут починить машины любого производителя. Были бы запчасти, с которыми, к сожалению, беда.

Кстати, эта компания продолжает выступать дилером брендов Case, Volvo Trucks, Renault Trucks, Ammann и ряда других. И, по словам г-на Сайгина, лучше всех себя повели в представительстве CNH Industrial (в которую входит Case). Они не  отказались от гарантийных обязательств и стараются, хоть и  негласно, поддерживать дилеров и по  наличию запчастей, и по оказанию сервисных услуг.

Да, с поставками техники есть трудности, но компания частично восполнила этот пробел через Турцию, организовав поставки экскаваторов-погрузчиков. Представители CNH Industrial также нашли способ поддерживать дилеров в плане поставок комплектующих. Хотя и  там включили режим экономии и предлагают часть комплектующих восстанавливать.

С Ammann, который остановил поставку катков полностью, ситуация неоднозначная. «ТехПортАвтоСервис» и рад бы продолжить поставки техники, которую ценят и арендные, и строительные компании. Но пока приходится искать обходные пути через посредников в странах СНГ.

А вот с KoneCranes всё плачевно: шведы запретили всем своим дилерам в других странах отгружать ричтраки, штабелёры и погрузчики в адрес России. То же самое и по запчастям.

Другая шведская компания, Volvo Trucks, тоже остановила поставку техники. Дилеров поддерживают компонентами с московского стока, но запасы не безграничны, а  производитель запчасти в Россию не везёт.

Кстати, г-н Сайгин отметил помощь в работе со стороны лизинговых компаний, которые предлагают клиентам разные варианты, снижают ставки и авансовые платежи и  ищут варианты предоплаты для техники, которая находится за  пределами нашей страны, чтобы зафиксировать цену в рублях. А  финансовый партнёр Case — лизинговая компания «ДЛЛ Финанс»  — рассматривает вариант выкупа техники для себя с последующей сдачей в аренду.

Олег Малаховский рекомендует тем, у кого есть собственные средства, скупать машины и оборудование на вторичном рынке, ведь сейчас возросло число тех, кто для пополнения оборотных средств будет реализовывать свою технику. Сюда же относится избавление от  неликвида и перепродажа договоров лизинга, заключённых ещё по низким ставкам.

К слову, спрос на строительную технику растёт, несмотря на сложившуюся ситуацию. По данным руководителя отдела продаж вертикали «Услуги» в ООО «КЕХ еКоммерц» («Авито Услуги») Дмитрия Грунина, в конце февраля действительно наблюдался спад по количеству объявлений о продаже оборудования, но он совпал с сезонностью.

В марте, апреле и мае число предложений пошло в рост. Причём как по продаже, так и по аренде. Последняя, кстати, превышает показатели числа объявлений годом ранее.

А вот рынок коммерческого транспорта, по крайней мере, на «Авито» просел и пока не растёт. В том числе и по аренде. Но вернёмся к строительной технике.

Тем, кто не желает расставаться с европейскими брендами, на помощь идут партнёры из Узбекистана. Местные компании готовы выступать посредниками, закупать технику и комплектующие, якобы, для себя, а далее отправлять товар в Россию. К плюсам этой схемы можно отнести нулевое налогообложение, а к минусам — непредсказуемые комиссии при переводе валют и наценку из-за логистики.

Другой вариант — открыть в Узбекистане дочернюю компанию и  напрямую заключать договоры с европейскими поставщиками запчастей и техники.

С техникой из Японии ситуация следующая. Её можно покупать через посредников в Армении. Но привезти напрямую транзитом через Россию с острова производителя запрещено. Поэтому сначала машины отправляют в Китай, далее в Казахстан и Азербайджан через Каспий.

Как развивается рынок аренды спецтехники в России?

Очень быстрыми темпами. В одном только регионе Москва и Московская область на этом рынке работают тысячи компаний.

Несмотря на сумасшедшую конкуренцию количество фирм с каждым днем только растет. Активно развивается и сопутствующий интернет рынок агрегаторов и приложений для телефонов, где можно оперативно связаться с диспетчером и получить всю подробную информацию.

Мотив застройщиков тоже понятен — спецтехника стоит дорого и чаще всего речь идет о миллионах рублей. Арендовав нужную машину, строительная организация тем самым экономит свои средства, не тратя их на сервис и обслуживание, и может пустить их на увеличение объемов строительства или улучшение качественной составляющей своей работы.

При этом застройщику не придется:

  1. расходовать средства на приобретение нужной машины;
  2. думать о своей ремонтной мастерской;
  3. содержать штат механиков и автослесарей;
  4. оплачивать транспортный налог.

Следует заметить, что автопарк, перечень оборудования и его износ у всех разный. При выборе компании, предоставляющей услуги спецтехники в аренду, важно обратить внимание на возраст машин, поскольку они довольно быстро устаревают, и могут часто ломаться. К тому же на новых машинах работа спорится быстрее

Что арендуют чаще всего? Конечно, в первую очередь, это экскаваторы и автокраны, самосвалы, бетономешалки, дизельные и электропогрузчики, буровые установки…

Арендованное оборудование таких производителей, как Hyundai, Komatsy, Амкадор, Белаз эффективно при выполнении землеройных, погрузочно-разгрузочных, транспортных работ. Различные навесные приспособления расширяют сферу возможных операций. А специальное землеройное оборудование позволяет заметно сократить сроки и смету строительства.

А вот к примеру, для разрушения бетонных конструкций, асфальтовых покрытий применяют гидромолот. Его прикрепляют к экскаватору или погрузчику. В качестве грузозахватного устройства берут грейфер подходящего типа, благодаря которому появляется возможность погрузки сыпучих материалов, камня, металлолома.

Предоставление в аренду собственной спецтехники

Выбирая этот путь, вы должны отдавать себе отчет в том, что придется потратить от двух-трех миллионов до нескольких десятков миллионов рублей на формирование автопарка. Это очень дорогостоящий инвестиционный проект, требующий серьезной подготовки, тщательного изучения рынка, наблюдения за статистикой потребления предлагаемых услуг, выявления наиболее востребованных и эффективных единиц. В этом формате тоже есть пути для экономии: так, вы можете первоначально приобрести одну машину в лизинг, скажем, бетоносмеситель с самозагрузкой и сдавать в аренду, постепенно погашая ее стоимость из вырученных средств. Но в любом случае вам необходимо закладывать в бюджет суммы, которые будут израсходованы в следующих целях:

  • Документальное оформление бизнеса (вы можете как открыть свое ИП с нуля, так и зарегистрировать юридическое лицо);
  • Регистрация транспортного средства в Гостехнадзоре
  • Страхование спецтехники
  • Реклама и поиск клиентов
  • Подготовка экипажа
  • Организация стоянки (прочтите, сколько стоит открыть автостоянку)

С чего начать бизнес по аренде спецтехники

Не так много предпринимателей в нашей стране имеют возможность организовать собственный бизнес на аренде спецтехники. Но если у вас есть деньги на приобретение экскаваторов, самосвалов, погрузчиков или кранов, и вы хорошо разбираетесь в этой отрасли, тогда есть смысл заняться данным направлением коммерческой деятельности.

Прежде всего, вы должны определить уровень спроса на дорогостоящую технику в вашем регионе. Если проведенный маркетинговый анализ показал, что в вашем городе и ближайших населенных пунктах есть предприятия, которые готовы платить хорошие деньги за аренду экскаваторов, погрузчиков, кранов и т. п., но никто не занимается данным вопросом, тогда можно приступать к реализации данного проекта.

Обязательно составьте начальный бизнес-план для вашей будущей фирмы, предварительно проведя переговоры с потенциальными клиентами. Следующий важный вопрос – это регистрация бизнеса. Некоторые начинающие предприниматели допускают серьезную ошибку, оформляя документы ИП. Это автоматически делает невозможным сотрудничество с 70% потенциальных клиентов! Регистрируйте только юридическое лицо, с которым будут заключать контракты крупные компании (плательщики НДС) и государственные предприятия.

Нужно ли разрешение на открытие бизнеса

Этот стартап не лицензируется, поэтому не требует разрешения. Необходимо зарегистрировать личную единицу в ГИБДД, а технику объемом силового агрегата более 50 м³ в Гостехнадзоре. Величина госпошлины в 2020 году — 2000 рублей.

Регистрация требует:

  • заявление;
  • паспорт ТС и заявителя;
  • квиток о внесении госпошлины;
  • документ на право владения ТС;
  • полис ОСАГО, КАСКО;
  • государственный регистрационный знак.

Компанию регистрируют двумя способами:

  • Индивидуальное предпринимательство рекомендовано для работы без компаньонов. Преимущество — простота в оформлении, низкая налоговая ставка, отсутствие бухучета. Сдается только форма 2-НДФЛ. Минус — сотрудничество с физическими лицами и малым бизнесом.
  • Общество с ограниченной ответственностью подходит предприятиям, планирующим сотрудничать с крупными компаниями, заключая договор найма. Плюс — вероятность расширяться, открывать филиалы, сотрудничать с крупными заказчиками. Минус — сложное оформление, дороже госпошлина, ведение бухучета.

Что дальше?

По мнению Валерия Клименко, ведущего деятельность в арендном бизнесе с 1989 года, текущая ситуация намного тяжелее всех предыдущих кризисов, включая 1998 год, когда произошёл резкий обвал рубля. Если положение не изменится, то компаниям попросту не на что будет приобретать оборудование, остановится коммерческое строительство. По словам президента НААСТ, в двух столицах жилищное строительство рухнуло на 50%, а в регионах этот показатель доходит до 90%.

До осени на существующих контрактах крупные арендодатели протянут, а дальше придётся разбирать часть европейской техники на запчасти, чтобы поддерживать работоспособность другой части парка.

Олег Малаховский рекомендует держать голову в холоде и не делать поспешных решений, особенно не покупать втридорога технику и запчасти. Также он советует не копить дебиторскую задолженность, хватаясь за заказы без предоплаты, и проанализировать состояние активов. Возможно, стоит избавиться от непрофильных или неликвидных. Да и в целом нужно пересмотреть бизнес-процессы, упростить их и оптимизировать штат.

При этом доля продаж техники в количественном показателе падает, говорит Николай Фомин. Он прогнозирует, что снижение по итогам года достигнет 40%. Но в финансовом плане падений эксперт не ожидает.

Николай Фомин, заместитель директора департамента продаж ООО «Газпромбанк Автолизинг»

Николай Фомин, заместитель директора департамента продаж ООО «Газпромбанк Автолизинг»

«Финансирование покупки спецтехники занимает уверенное третье место после коммерческого транспорта и легковых автомобилей. В совокупности эти три сегмента занимают долю практически в 60% от общего объёма продаж машин в лизинг. В последние 4 года сложился положительный тренд — финансирование техники прирастает примерно на 50% ежегодно».

Текст: Артём ЩетниковФото: Евгений Ошкин

Оцените статью